Новости
Новости
18.03.2024
15.03.2024
14.03.2024
18+
Колонки

Что делать, если пожилому человеку требуется уход

Какие бывают поставщики социальных услуг для пожилых людей, и что они предлагают, рассказывает председатель правления ассоциации «Патронаж» Алексей Сабадаш.

Фото: Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори

Хочу начать с того, что, несмотря на перипетии времени, у нас страна все-таки социальная, и у пожилых людей есть полное право получать социальное обслуживание в различной форме. 

При определенных условиях: возраст, финансовое состояние, утрата способности к самообслуживанию, невозможность родственников ухаживать, — человек может обратиться к государству и рассчитывать, что получит социальную помощь.

Какой бывает уход

Всего существует три формы ухода.

  • Первая — это помощь на дому. Сюда входит помощь социального работника, сиделки или какие-то другие виды помощи.
  • Вторая — дневной стационар, в котором оказывают некие услуги, а ночует человек дома.
  • И третья форма — когда человека размещают в стационаре, и он либо всю оставшуюся часть жизни, либо какое-то время, необходимое ему для адаптации, проводит в этом стационаре.

На любую из этих форм помощи любой пожилой человек может рассчитывать.

Однако хочу сделать небольшую ремарку — у нас в стране родственники обязаны заботиться о своих пожилых близких. Это фактор, который надо учитывать всем, в том числе детям и внукам. 

Как получить помощь  

Законодательные акты и вся исполнительная часть этой помощи привязана у нас не к федеральному государству — этим занимаются территориальные органы власти: различного рода департаменты, министерства — краевые и городские. 

Алексей Сабадаш. Фото из личного архива

В целом у нас создана великолепная структура получения помощи, она действительно работает.

Есть одно «но» — у нас в стране установлен заявительный принцип получения помощи. То есть сам человек либо его родственники должны заявить в уполномоченные органы, что им нужна эта помощь.

Сделать это очень просто – если речь идет о Москве, то в любом МФЦ. В регионах тоже, как правило, это делается через МФЦ. Там, где их нет, человек или его родственник идет в ТСЦО, территориальный центр социального обслуживания и подает заявку — заполняет форму, указывает свои данные: ФИО, паспорт, адрес. И, как ни странно, государство сейчас взяло на себя даже обязанности по запросу документов.

Далее заявка автоматически передается в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства. Затем ТСЦО запрашивает две справки: выписку из домовой книги и справку из пенсионного фонда о размере дохода, который получает заявитель. Это может быть не только пенсия, но и другие доходы или выплаты.

Здесь есть небольшой нюанс: если человек живет один, то считается только его доход. Если человек живет с кем-то, то считается совокупный доход.

В итоге при условии, что наступил пенсионный возраст и если у человека доход, неважно личный или суммарный, менее полуторного МРОТ, он имеет право на получение социальной помощи бесплатно.

Назначение вида помощи

После отправления заявки на дом к человеку приезжает социальный работник, так называемый типизатор, который оценивает ряд факторов.

Он смотрит условия проживания пожилого человека: как он живет, где, насколько условия удобны и так далее. Дальше определяет его ментальные и физические способности — с помощью ряда тестов и опроса.

Важный момент: когда типизатор проводит опрос будущего получателя соцуслуг, крайне необходимо, чтобы присутствовал родственник или доверенное лицо. Почему? Потому что очень часто пожилые люди немного преувеличивают свои возможности.

Много таких, которые даже не могут встать с кровати, но рассказывают, что утром делают зарядку, занимаются с гантелями. Могут рассказывать, что они гуляют каждый день, не вставая с кровати, и так далее.

Если типизатор поверит на слово, то человек получит не ту помощь, на которую рассчитывал. 

Все собранные данные загружаются в программу, и далее она сама автоматически определяет необходимую форму ухода и количество услуг.

Услуги делятся на социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические и так далее.

60
социальных услуг по уходу может получить любой человек

В результате, человек на руки получает так называемый документ ИППСУ – индивидуальную программу получателя социальных услуг, где в мельчайших деталях расписывается каждая услуга, например, приготовление пищи, кормление, уборка в квартире. Также расписано, сколько раз в неделю, какая продолжительность этой услуги и так далее.

Какие бывают поставщики социальных услуг 

Самое интересное: социальную помощь предоставляют как государственные, так и негосударственные поставщики услуг.

Когда территориальный орган выписывает направление, там внизу есть строчка с рекомендацией, к кому пойти. И, как правило, почему-то территориальные государственные органы вписывают туда только государственных поставщиков услуг. Но ведь в реестре оказания услуг, существуют еще и проверенные, хорошо себя зарекомендовавшие негосударственные поставщики.

Фото: Matej Kastelic / Фотобанк Лори

Любой человек может при желании найти этот документ. Наберите в любом поисковике «реестр Департамента труда и соцзащиты населения города Москвы стационарное соцобслуживание или домашнее», и он выпадает. То же самое работает с другими городами.

Перечень услуг у государственных и негосударственных поставщиков абсолютно одинаковый.

Единственное, что и те, и те за плату могут предоставлять какие-то дополнительные услуги — в этом перечень услуг может различаться. И если программа что-то не назначила, а родственникам хотелось бы такую услугу иметь, за дополнительную плату можно ее выбрать.  

Дальше просто заключается договор, и человек на год получает социальную помощь.

Как выбрать поставщика

Я советую читать отзывы. Есть множество групп в социальных сетях: в Facebook, Instagram, где родственники рекомендуют тех или иных поставщиков, те или иные пансионаты.

По поводу свободных мест: не буду лукавить, в хорошие пансионаты попасть сложно, в них всегда существует очередь. Но, как правило, она ограничена месяцем или двумя.

Если услуга не понравилась

Если человек оказался недоволен услугой, он может пожаловаться в территориальные органы соцзащиты. Территориальный центр обязан рассмотреть и дать свой ответ. В случае неправомерных действий поставщика либо неисполнения им обязанностей его сменят автоматически и моментально.

Если вы подобрали кажущийся вам лучшим вариант, то через год, заново проходя типизацию и получая новую ИППСУ, можно сказать, что хотите выбрать другого поставщика или конкретный пансионат, входящий в реестр поставщиков социальных услуг. 

Куда можно обратиться за консультацией, если что-то непонятно:

Ассоциация специалистов сферы социально-медицинского ухода «Патронаж»

Записала Анна Ермягина

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике