Как рекуррентные микроплатежи и «копеечные» донаты при оплате покупок стали в Европе спасением для благотворительных и социальных проектов.

Фото: Фотобанк Лори

От всех по одному

В 1998 году в семье голландца Хиля ван Айла (Jil van Eyle), живущего в Испании, родилась дочь Моника, у которой диагностировали гидроцефалию. «Это был тяжелый удар, особенно когда врачи прогнозировали, что Моника проживет всего несколько дней или недель. Но я никогда не думал, что эта личная история будет нести в себе столько положительного. Наш изначальный вопрос «Почему?» со временем превратился в вопрос «Зачем?» И теперь я благодарю Монику за то, что она рядом и что благодаря ей родился проект Teaming, который помогает стольким людям», — признается ван Айл.

Семья ван Айла попала в классическую историю тех, у кого рождаются дети с проблемами здоровья: потребность в дорогостоящем лечении, реабилитации и просто поддержании жизни и, как следствие, необходимость все время где-то находить на это деньги.

«Поначалу я пытался собирать средства на лечение привычным способом — говорить с одним конкретным представителем какой-либо компании и просить конкретную сумму денег. Но я понял, что так добывать средства очень сложно. И я вдруг подумал, почему бы не просить вместо большой суммы работу в команде? Попросить всех сотрудников той или иной компании из своей зарплаты в месяц перечислять на благотворительные нужды всего лишь 1 евро – сумму, которую вы просто-напросто не заметите, но которая, если умножается на большое число людей, может превратиться в существенную помощь», — поясняет ван Айл.

Фото: Андрей Попов / Фотобанк Лори

В 2011 году группа активистов создала фонд Teaming, который спустя год открыл онлайн-платформу для сбора средств на различные благотворительные нужды, базируясь на идее ван Айла. Так возникла площадка Teaming.net, смысл которой в том, чтобы помогать запускать проекты по сбору микропожертвований.

На сайте есть две опции: можно присоединиться к любому проекту, подписавшись на рекурентное пожертвование в 1 евро в месяц (и, как говорит ван Айл, забыть об этом), или начать собственный проект по сбору микропожертвований.

Причем, по условиям платформы, пожертвование должно быть именно в размере 1 евро – ни больше, ни меньше. Так соблюдается принцип равного участия каждого жертвователя.

6,3 млн евро
было собрано в 2020 году через Teaming.net

На сегодняшний день к платформе Teaming уже присоединилось более 415 тыс. человек, создано более 12 тыс. групп по сбору микропожертвований, за всё время существования собрано почти 25,5 млн евро. В прошлом году, несмотря на пандемию коронавируса, был достигнут рекорд по сборам: 6,3 млн евро, к платформе присоединилось более 97 тыс. человек. На 23% выросло и число запущенных краудфандинговых проектов. Только за февраль 2021 года через Teaming.net собрали 597 тыс. евро.

Среди НКО, пользующихся платформой, есть и небольшие, как Фонд игротерапии (Fundación Juegaterapia), собравший с момента запуска своего краудфандингового проекта на Teaming.net почти 47 тыс. евро, и крупные, как Фонд Жозепа Каррераса против лейкемии (Fundación Josep Carreras contra la leucemia), занимающийся вопросами донорства костного мозга, собравший через Teaming.net уже более 90 тыс. евро.

«Модель Teaming позволяет получать стабильное финансирование: пожертвования в один евро не точечные, не привязаны по времени, они рекуррентные. Кроме того, поступление денег зависит не от одного человека, а от многих. Поэтому Teaming не стремится получить максимальное финансирование за короткий промежуток времени. Это долгосрочное предложение, направленное на обеспечение стабильности организаций и привлечение как можно большего количества людей для оказания помощи», — поясняет директор фонда Teaming Патрисиа Санчес Деликадо (Patricia Sánchez Delicado).

Пожертвования «со сдачи»

По мнению экспертов, микропожертвования способствуют демократизации благотворительности, поскольку они и расширяют круг потенциальных жертвователей, для которых участие становится доступным, делают разнообразнее форматы сбора пожертвований для НКО и дают возможность многим разным социальным и благотворительным проектам, запускаться благодаря микрокраудфандингу.

При этом успешность сбора средств перестает напрямую зависеть от экономической ситуации в стране, а простота самого процесса жертвования — фактически в один клик — привлекает значительное число людей, в первую очередь молодых.

Фото: pixabay.com

Так, широко распространенный во Франции сервис «округления» (l’arrondi) счета на кассе супермаркета или при расчетах онлайн при совершении рутинной покупки (когда сдача отправляется на благотворительность) позволил в прошлом году, несмотря на пандемию, собрать более 8 млн евро в виде микропожертвований, что на 15% больше, чем в 2019 году.

Всего с 2013 года, когда некоммерческое предприятие Microdon («Микропожертвование») запустило эту систему, было собрано более 20 млн евро. Идея так же проста, как и идея платформы Teaming.net: когда вы совершаете покупку через интернет или на кассе в магазине, специальная программа предлагает вам при оплате чека округлить его до целого евро (например, счет в 9,89 евро округлить до 10 евро). «Лишние» 0,11 евро идут на благотворительность. Такие массовые микропожертвования для благотворительного фонда или социального проекта могут стать существенным вкладом. От округления легко можно отказаться в любой момент.

В России по похожей модели работает, например, социальный проект «Яндекса» под названием «Помощь рядом»: при оплате поездок на такси через сервис «Яндекс Go» банковской картой сумма поездки округляется в большую сторону до 10 рублей. Остаток идет на оплату поездок на такси для маломобильных людей.

Оригинальный и легкий способ сделать благотворительное пожертвование предлагает и платформа WalkUnited. Нужно скачать приложение на смартфон и… начать ходить. Количество пройденных шагов превращается в очки. За каждую тысячу очков можно «заработать» 5 евроцентов. Затем в любой момент вы можете выбрать из предлагаемого приложением списка благотворительный фонд или НКО и перевести сумму, которую «нашагали». Источник средств — реклама, которую транслирует приложение.

За время действия приложения (с 2018 года) пользователи «заработали» ходьбой более 40 тыс. евро.

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем