Что развивает директор по развитию, зачем ему опыт в бизнесе и правда ли, что он несет ответственность за будущее всей организации?

Фото: Christina @ wocintechchat.com / Unsplash

Корреспондент АСИ поговорил с директорами по развитию и подготовил краткий гид по профессии.

Директор по развитию – это…

НКО может обратиться за помощью директора по развитию, когда планируется что-то изменить в своей работе, улучшить показатели. Поэтому организации нужно понять, какие проблемы сейчас перед ней стоят.

Директор по развитию – это человек, который умеет выстраивать процессы в коммерческих и некоммерческих организациях. Он понимает, как может развиваться ситуация, берет ответственность за риски. Он также должен следить, насколько организация в целом готова к реализации своей миссии и стратегии развития.

«Например, стратегия нашего фонда – расширение географии присутствия. Оценка регионов, модель входа в регион, построение стратегических партнерств, план разворачивания деятельности – все эти задачи находятся в ведении директора по развитию», – рассказывает Наталья Петрова, директор по развитию фонда «Дети наши».

Фото: Christina @ wocintechchat.com / Unsplash

В самом начале организация разрабатывает стратегию и согласовывает ее. Именно по ней директор по развитию будет работать в дальнейшем: координировать работу отделов, вести проекты, оптимизировать процессы. Более конкретные задачи зависят от того, какие цели перед директором ставят и в какой области.

Например, Екатерина Ямаева, директор по развитию фонда «Старость в радость», работает в сфере развития коммуникаций и фандрайзинга.

«Мне кажется, развитие в данном случае — синоним слова «изменения». Это может быть улучшение работы определенного отдела, реструктуризация, оптимизация процессов, сокращение финансирования и др. Я работаю в команде, но больше управляю процессами, делегирую ответственность, организую процесс внедрения изменений», – рассказывает Екатерина Ямаева.

Не стоит нанимать директора по развитию, если руководитель организации или совет директоров не готовы к изменениям. НКО нужны ресурсы, чтобы принять новые идеи и помогать их реализовать.

«Представление, что директор по развитию — это правая рука директора, не совсем правильное. Процессы в фонде развиваются неравномерно, и появляются области, отделы, процессы, в которые необходимо внедрить изменения», – уточняет Ямаева.

Джамиля Семененко рассказывает: она стала директором по развитию фонда «Облака», покинув операционное управление фонда. Сейчас в ее задачи входит консультация отделов по реализации программ, обучение сотрудников и стратегическое планирование.

«Я некий мозг: у меня есть время отойти и со стороны посмотреть, куда нам стоит двигаться. Где наши сильные и слабые стороны, какой у нас импакт и результаты. На наших ежемесячных совещаниях с директорами направлений я поднимаю тему стратегического развития», – объясняет Джамиля Семененко.

Навыки и качества

Часто изменения в работе НКО могут вызывать недовольство у сотрудников. Задача директора по развитию – просчитывать риски и понимать, какое изменение не навредит.

Он не должен быть «удобным человеком», он должен отстаивать стратегию. Но важно искать баланс – учитывать мнение сотрудников и разбирать, почему отдел не согласен с его предложениями.

«Если я вижу, что где-то идет сильное сопротивление и отделы не готовы, я не буду реализовывать этот проект. Я буду пытаться понять, что нас тормозит, и устранять эти причины. Мы делаем это вместе с директорами. Нет такого, что я полностью взяла на себя ответственность и лично приняла решение», – поддерживает Джамиля Семененко.

Фото: Christina @ wocintechchat.com / Unsplash

Директор по развитию должен хорошо понимать бизнес-инструменты и учиться применять их в некоммерческом пространстве. Например, уметь выстраивать управляющий процесс, знать методы работы с KPI и стратегический менеджмент.

Еще один полезный навык – коммуникация. В этой профессии важно иметь большую сеть контактов.

Директор по развитию также должен уметь принимать экстренные решения, если этого требует ситуация.

«Самый простой пример – прошлогодняя эпидемия. Именно в такой ситуации директор по развитию оценивает, насколько возможно сейчас тратить ресурсы фонда на решение этой задачи, и помогает вернуться к основному курсу, к системной деятельности, когда экстренная ситуация сходит на нет», – объясняет Наталья Петрова.

Учиться у бизнеса

Должность директора по развитию отличается от аналогичной в коммерческом секторе. При работе в НКО стоит быть более лояльным к своей команде, избегать авторитарного стиля общения.

Однако инструменты бизнеса подходят и для работы в третьем секторе. Например, помогают выстроить и систематизировать процесс.

«У меня есть опыт в коммерции. Я работала в медицинских центрах на управляющих должностях и видела, как выстраиваются бизнес-процессы. Важно, чтобы каждый сотрудник понимал свою зону ответственности, а все вместе они знали бы, куда идет организация», – отмечает Екатерина Ямаева.

Джамиля Семененко уверена: НКО должны брать пример с бизнеса и в зарплатах.

«Директор по развитию должен получать достойную заработную плату. Только тогда он будет готов рисковать, потому что поймет, что его решения могут отразиться и на его доходах», – считает директор по развитию фонда «Облака».

Опыт

Чтобы выстроить успешную стратегию развития фонда, нужно не только предпринимательское мышление или любовь к изменениям. Важен опыт – как позитивный, так и негативный. По мнению Натальи Петровой, хорошими директорами по развитию могут стать маркетологи высокого уровня, люди с опытом продаж сложных проектов, опытом в B2B.

Джамиля Семененко отмечает: ей помогает опыт работы и в бизнесе, и в некоммерческом секторе. За первые три года работы «Облаков» она вместе с волонтерами организовала более 300 мероприятий и вела 12 программ одновременно. «Сейчас мне нужно несколько минут, имея все необходимые данные на руках, чтобы принять решение: пойдет проект или нет».

Фото: Christina @ wocintechchat.com / Unsplash

Екатерина Ямаева рассказывает: прежде чем пойти работать директором по развитию, она несколько лет училась в Германии. Опыт иностранных коллег показал Екатерине, как выстраивать процессы, работать с KPI и не только:

«При этом в Германии большое внимание уделяют коммуникациям, а не только формулам и цифрам. Как разговаривать с людьми, убеждать их, мотивировать, вести за собой, слышать их мнение – без этого невозможно выстроить ни один бизнес-процесс».

Где учиться

В Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) есть специальные курсы проектного управления и стратегического менеджмента: от трехмесячных до двухгодичных программ. Именно на одном из них обучалась Екатерина Ямаева. По ее словам, примеров из НКО не приводилось, но полученные знания и инструменты можно применять и в третьем секторе.

Наталья Петрова рекомендует Московскую школу управления «Сколково», где много разных программ и курсов, и Московскую школу профессиональной филантропии – там могут пройти обучение директора по развитию, которые специализируются в области фандрайзинга.

Джамиля Семененко отмечает: лучше всего учиться у бизнеса. Хотя сейчас НКО готовят большое количество бесплатных курсов и вебинаров, многие из которых можно посещать удаленно. А еще советует книгу Игоря Манна «Эксперт № 1» – она поможет сформировать базовые знания о стратегическом мышлении.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

Фонд «Старость в радость» стремится улучшить качество жизни пожилых людей, живущих в социальных учреждениях и дома: помогает наладить быт и уход, силами волонтеров организует досуг для пожилых, оплачивает диагностику, операции, лечение, реабилитацию, протезирование, покупает расходные материалы и лекарства.

Рекомендуем