Новости
Новости
24.04.2024
23.04.2024
18+
Статьи

Зачем нужны уютные вещи

Как социальный предприниматель из Магнитогорска помогает зарабатывать мастерам с ограниченными возможностями здоровья и родителям детей с инвалидностью.

Фото предоставлено Татьяной Новак

Седьмой год Татьяна Новак реализует в Магнитогорске инклюзивный проект. Руководитель НКО объединила мастеров, родителей детей с инвалидностью и волонтеров-наставников. Они получили возможность на взаимовыгодных условиях продавать изделия ручной работы под брендом «Уютные вещи». Татьяна рассказала АСИ о личном пути к успеху и планах открыть производство аксессуаров из натуральной кожи.

Фото предоставлено Татьяной Новак

От безысходности к бизнес-идее

Татьяна Новак выросла в семье потомственных металлургов, но после школы решила не идти по стопам родителей. Окончила пединститут, затем пять лет трудилась воспитателем в детском саду. В этот период поняла, что нужно все-таки получить второе высшее образование в горном университете.

«Когда я окончила пединститут — это была середина 1990-х. Думаю, что не стоит объяснять, что тогда из себя представляла бюджетная сфера. Уровень зарплат — никакой. Надо было как-то выживать, поэтому решила уйти на металлургический комбинат. Но сначала я получила  квалификацию технолога огнеупорного производства», — вспоминает жительница Магнитогорска.

За десять лет работы на градообразующем предприятии — Магнитогорском металлургическом комбинате — Татьяна Новак прошла путь от контролера на производстве черных металлов до руководителя участка ручной формовки. В 2010 году оставить карьеру пришлось из-за болезни, перевернувшей жизнь.

«Первые звоночки заболевания почувствовала, когда еще в детском саду работала. Я привыкла никому не жаловаться: хожу, всем улыбаюсь, параллельно глотаю таблетки. На производстве знали о диагнозе, меня поддерживали до последнего, предлагали более щадящие условия  работы, чем в цеху. Работа мне нравилась, я старалась себя проявить, но оставаться там дальше нельзя было. Понимала, что с моим диагнозом это нереально и могу подвести людей, отвечающих за технику безопасности», — отметила Новак.

Татьяне положена инвалидность, но оформлять официально статус не намерена — стальной характер не позволяет. Говорит, что чувствует себя здоровой и не любит, когда ее жалеют. Хотя признается: проект «Уютные вещи» родился от безысходности.

Фото предоставлено Татьяной Новак

«Когда я сидела дома в четырех стенах, встал вопрос: что умею делать?»

«Без работы не могу, а куда-то устроиться в моногороде и со своей спецификой заболевания — нет возможности. Начала шить куклы на продажу. Потом смотрю, а ведь таких, как я, много. И я, имея опыт руководства, стала думать. Сплотила творческую команду вокруг себя. Очень важно было, что люди поверили в проект, начали вместе зарабатывать. Идея витала в воздухе, я ее просто подхватила», — поделилась она.

Основной  костяк участников — 15 человек: люди с ограниченными возможностями здоровья и родители детей с инвалидностью, 17 постоянных волонтеров-наставников и еще 56, которые периодически помогают проекту. Волонтеры обучили творческую команду декоративно-прикладному искусству. Авторские работы магнитогорцев высокого качества, ведь наставники — настоящие профи.

Фото предоставлено Татьяной Новак

«Мне дико повезло, что 80% волонтеров — выпускники известного на всю страну худграфа Магнитогорского госуниверситета. Качество образования высокое. Они знают все требования, ГОСТы. В команде есть мама ребенка с тяжелой формой ДЦП, которая после обучения у волонтеров выставила на ярмарке шапки и их махом разобрали. Сейчас уже ее мастер-классы по вязанию раскупают как горячие пирожки. Она для меня — стойкий оловянный солдатик. Восхищаюсь тем, чего она добилась», — говорит Татьяна Новак.

Найти «боли»

Задача руководителя — найти рынки сбыта для эксклюзивных товаров. Татьяна Новак наладила партнерство с администрацией Магнитогорска, крупным ТРК и металлургическим комбинатом. Благодаря взаимовыгодному сотрудничеству получила разрешения на торговлю хендмейдом на городских ярмарках и мероприятиях.

«Мы не просим денег, мы зарабатываем, и нашим партнерам это нравится».

«Я подошла к делу с точки зрения бизнеса: узнала, какие есть “боли” у наших ключевых партнеров, которые нужно закрыть. Например, ТРК мы нужны для организации событийных мероприятий. Волонтеры получают гарантированные продажи, участники проекта — возможность зарабатывать себе на жизнь. Другому ключевому партнеру проект предложил сувенирные поставки и попал  в точку», — отмечает Новак.

Всю выручку от продаж каждый участник проекта забирает себе. К слову, за аренду торговых мест на ярмарках и выставках мастера с инвалидностью не платят. Статья расходов ложится на плечи волонтеров, которые делают это вскладчину. Второй год магнитогорцы отшивают игрушки-талисманы для Кубка мира по сноуборду. Мягкие мишки-сноубордисты уехали с чемпионами в Австрию, Швейцарию, Италию и другие страны. Прежде чем ключевой партнер доверил первый заказ, участники проекта три года зарабатывали авторитет.

«Долго к нам приглядывались, придирчиво относились к качеству изделий, слушали отзывы покупателей. Все вплоть до сертификатов на продукцию спрашивали, которые у нас есть. Ведь ключевой партнер, доверяя нам, рискует своей репутацией», — поделилась социальный предприниматель. 

О работе в пандемию

2020 год оказался для команды Татьяны Новак самым тяжелым. Так, проект потерял самобытного мастера Михаила Шадрина. «Михаил был одним из наших знаковых мастеров-волонтеров высокого класса. Он долго скрывал от нас болезнь. Мы даже не подозревали. С его уходом проект потерял часть своего шарма. Он владел редчайшей техникой «Майолика». До сих пор люди спрашивают: “У вас была такая интересная керамика, где она?”. Мастера больше нет, но его работы хранятся у многих южноуральцев», — говорит руководитель.

Фото предоставлено Татьяной Новак

Почти восемь месяцев мастера просидели дома: из-за пандемии ярмарки и другие культурно-массовые мероприятия оказались под запретом. И хотя пытались наладить интернет-продажи, но по выручке и трудозатратам они проигрывали офлайн-торговле. 

«Мы думали к сезону, в мае, все нормализуется, но ошибались, — вспоминает Татьяна. — Когда поняла, что пандемия надолго, то пошла к партнеру, который нас понял и разрешил поработать в ТРК с соблюдением дистанции и санитарных норм в режиме мини-ярмарок. Потом разрешили работу санаториев, и мы там вышли с небольшими выставками-продажами. А еще нас спас договор поставки игрушек на знаковое имиджевое мероприятие для региона международного уровня».

Несмотря на трудности, год оказался щедрым на количество выигранных конкурсов.

От фонда «Наше будущее» Татьяна Новак получила возможность пройти профессиональную переподготовку по программе «Социальные инновации и предпринимательство». Также проект «Уютные вещи» получил президентский грант и субсидию Главного управления по труду и занятости Челябинской области, грант Фонда Тимченко. Выделенные средства приблизили Татьяну к мечте: она закупила оборудование и планирует запустить кожгалантерейное производство. Участники проекта — супруги с инвалидность Сергей и Наталья Гура уже отшивают пробные образцы.

Фото предоставлено Татьяной Новак

«Сергей и Наталья, придя в проект, стали шить классные унты. За  их работами очереди из клиентов выстраиваются не только из России. Они помогут воспитать новое поколение мастеров. В этом и заключается инновационность проекта: мы сами взращиваем кадры для будущего производства», — с гордостью говорит Татьяна Новак.

Теорию будущие кожевники получат дистанционно в обучающем центре кожевенного производства. Им присвоят квалификацию. Дизайнер проекта разрабатывает образы аксессуаров из натуральной кожи, а маркетолог выстроил маркетинговую стратегию. 

«Наша задача – создать условия для того, чтобы уязвимые категории граждан имели возможность достойного  трудоустройства. Для меня важно, чтобы человек с инвалидностью смог у нас зарабатывать. Я помню себя, когда ты потерян, не знаешь, куда податься, и понимаю, как это нужно», — заключила социальный предприниматель. 

Фото предоставлено Татьяной Новак
18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике