Директор «Ночлежки» — о том, как построить команду в некоммерческой организации и о своем курсе по управлению изменениями.

Фото из личного архива Григория Свердлина.

Мне кажется, что в современной благотворительности очень много разговоров про инструменты: как привлекать финансирование, создавать сайты, какие использовать платежные инструменты — это здорово, что такие разговоры появились. Но пока мало говорят про управление и организацию работы людей, которые приходят в благотворительность, хотя мне это представляется ключевым моментом. Тот опыт, который я сам получил в коммерческой среде, мне всегда помогал, но его нельзя напрямую экстраполировать на сферу НКО.

Главное отличие — в людях

Одно из ключевых отличий — в тех людях, которые приходят в благотворительность. Работать с ними так же, как это делают в коммерческих компаниях — неэффективно. С одной стороны, потому что часто вы ограничены в ресурсах и не можете, например, платить сотрудникам регулярные премии и обеспечить их ДМС. 

С другой стороны, в благотворительность приходят люди, как правило, более мотивированные, сознательные, с обостренным чувством справедливости и своим видением. Строить с ними жесткую иерархическую систему — не самый продуктивный способ.

Есть несколько организаций, где это работает, но я вижу, что лучше искать баланс, чтобы не убить мотивацию людей и не разрушить горизонтальные связи между ними. 

Также важно не скатиться к другому полюсу, где нет распределения задач, все отвечают за все, а значит никто ни за что. Поиск такого баланса — непростая задача, но самые крутые и эффективные организации работают именно так.

Недоверие общества и ригидность власти

Организации, которые были успешны до пандемии, таковыми и остались как раз в силу своей гибкости и эффективного менеджмента. Управление благотворительной организацией в России — это и так непрерывный кризис-менеджмент, а пандемия просто усугубила те вызовы, которые в сфере НКО и так были. 

Среди них, например, недоверие общества к благотворительности. В силу этого недоверия сложно искать финансирование и привлекать квалифицированных людей. Да, приходят люди мотивированные, но профессионалов среди них немного и приходится их выращивать самим. А вырастая, эти профессионалы могут уходить из организаций куда-то еще. 

Еще один традиционный вызов связан с ригидностью государственной власти и с ее нежеланием идти на контакт. Особенно часто с этим сталкиваются организации, которые хотят не только «помогать», но и замахиваются на изменение ситуации в целом. Занимаются тем, что называется GR (Government Relations — дословно: взаимодействие с органами государственной власти. — Прим. АСИ), а это каждый раз непростая задача, но, безусловно, необходимая. Если продолжить аналогию, что профессиональная благотворительность — это не спринт, а марафон, то GR — это дистанция уровня Ironman. Нужно бить в одну точку год за годом и понимать, что любые системные изменения наступают не раньше, чем через 3-5 лет. 

Как запустить новые проекты в кризис

Пандемия, кроме того, еще больше усложнила привлечение пожертвований. Многие коммерческие компании, с которыми у нас в прошлом году были договоренности, честно нам признались, что ситуация изменилась и помочь они не смогут. Также мы и многие наши коллеги заметили, что средний размер пожертвований от физических лиц снижается по понятным причинам. Но мы смогли оперативно отреагировать на эти вызовы и как результат объем наших пожертвований в прошлом году даже вырос. 

Фото с сайта «Ночлежки»

Стали еще больше работать с журналистами, с сайтом, социальными сетями. И вот таким образом удалось не только сохранить объем той помощи, которую мы оказываем, но даже открыть новые проекты — консультационную службу и «Ночной автобус» в Москве, душевую и прачечную для бездомных в Петербурге. 

Мы стали еще активнее привлекать внимание к проблеме бездомности.

Начали запускать акции, которые, с одной стороны, помогают нуждающимся, а с другой — привлекают внимание общества. В апреле-мае мы совместно с «Новой Голландией» в Петербурге развозили еду людям, которые оказались в тяжелой ситуации из-за потери работы.

Это были не бездомные люди, а те, кто на пороге бездомности — деньги на съем жилья еще есть, на остального уже практически нет. Они звонили на нашу горячую линию, сообщали о своей ситуации. Мы несколько месяцев кормили около 300 семей. Акция вызвала большой отклик общества («Ночлежка» пригласила всех желающих оплатить обед человеку в трудной жизненной ситуации: подписаться на программу поддержки «Помоги соседям» можно через консультационную службу. — Прим. АСИ). Таким образом мы смогли привлечь внимание к проблеме бездомных людей и тех, кто находится на грани бездомности. 

В апреле мы запустили акцию «Ты не один»: составили минимальный продуктовый набор и опубликовали на сайте правила, как можно собрать такой набор и где его можно разместить, чтобы передать нуждающимся.

Получился настоящий общероссийский флешмоб, когда люди в разных городах развешивали пакеты на заборах и оставляли в местах, где собираются бездомные люди. Эта идея дальше успешно жила сама по себе уже без нас.

Гибкий подход

С одной стороны, в организации не должно быть слишком много правил и регламентов, процедур принятия решений. Но в благотворительности чаще другая крайность — нет распределения обязанностей, нет связи между полномочиями и ответственностью. Или, например, консенсусы по поводу решения можно искать так долго, что решение становится запоздалым. 

Оперативно перестраиваться нашей команде помогает сочетание профессионального и гуманистичного, гибкий подход — у каждого члена команды есть возможность высказаться, покритиковать друг друга и руководство, но когда решение уже принято, мы выполняем его как единая команда.

О курсе про управление НКО

Курс про управление НКО на площадке InLiberty я буду проводить уже второй раз — осенью прошлого года оказалось много желающих и не всех получилось вместить. Он состоит из четырех семинаров и будет полезен тем, кто или руководит социальными проектами или собирается заняться этим в будущем.  

Будем говорить про работу руководителя, учиться сочетать профессиональный подход с заботой о себе, организовывать работу команды и различных ее частей. Например, устанавливать координацию между теми, кто занимается прямой помощью — психологами, социальными работниками, и теми, кто делает эту помощь возможной — бухгалтерами, фандрайзерами, администрацией. Также будет много про PR, социальную рекламу и привлечение внимания к сложным темам.  

Принципы работы универсальные и подойдут всем, даже если речь идет о маленькой команде из двух человек. Опыт «Ночлежки» показывает, что эти рецепты работают и для больших организаций, а маленьким как раз позволяют стать крупнее и успешнее. Мы сами были маленькими еще пять лет назад.

Записала Анна Ермягина.

Курс Григория Свердлина «Как управлять социальным проектом» начнется 16 февраля. Введите специальный промокод АСИ на странице оплаты курса и получите 15-процентную скидку.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

«Ночлежка» определилась с местом кафе, в котором будут стажироваться подопечные организации

Новое заведение откроется в «Бертгольд-центре» в Адмиралтейском районе Петербурга. Это проект, который объединяет различные рестораны, бары и креативные кластеры и способствует таким образом развитию современной…