Новости
Новости
29.03.2024
28.03.2024
27.03.2024
18+
Колонки

Как я училась волонтерству

Или история о том, как волонтерить «культурно» и не быть бесплатной рабочей силой.

Встреча волонтеров в фонде. Фото: Ксения Яблонская

Корреспондент АСИ Женя Федорова отучилась в «Школе волонтерства в сфере культуры» от фонда «Четверг». Как это было — в материале АСИ.

«Таким образом, в начале 80-х годов, несмотря на всесторонний контроль над киносферой и непростую международную ситуацию, происходит постепенное нарастание внутренней критики…», – звучит с простора Youtube Александра Колесникова, доцент кафедры истории России новейшего времени РГГУ. Я ставлю на паузу и записываю секунду.

Я пишу тайм-коды для лекций Библиотеки имени Некрасова, с которой меня познакомил Фонд культурных проектов «Четверг». У Некрасовки огромный и постоянно пополняющийся массив лекций, который своими силами сотрудники библиотеки промаркировать не могут. Нужна помощь волонтеров.

Осенью 2020 года среди родной АСИшной ленты я увидела объявление о новом наборе в «Школу волонтерства в сфере культуры». Подалась, испугалась на собеседовании и вскоре оказалась в кирпичном уютном пространстве фонда на Курской.

Третий набор Школы волонтерства. Фото: Ксения Яблонская

«Школа волонтерства в сфере культуры» – это образовательная программа, в которой сочетаются теоретические знания, практика и стажировки в культурных пространствах.

До школы я знала волонтерство очень однобоко: в университете просили подсказывать гостям, где гардероб и туалет, на работе сотни историй о добровольцах казались далекими. Впереди ожидали четыре месяца учебы, знакомства с культурой и современным искусством, волонтерства.

Огонь, пожар, задачи

Дарья Дмитриева, директор фонда «Четверг»:

«Идея Школы волонтерства возникла, когда мы только открывали фонд. Мне хотелось начать работу с хороших проектов, которые вовлекают людей в сферу культуры и помогают фонду в построении партнерств.

Дарья. Фото: Ксения Яблонская

Я помню, что ехала в метро и думала: «Как начать нашу деятельность так, чтобы она была полезна и людям, и нашим партнерам?». И подумала о Школе волонтеров, с которыми мы могли бы возиться: вкладывать в них свои силы и делиться опытом. Я пришла из образовательной среды и мне очень близка идея того, что образование — это обмен энергиями, а не только знаниями. Это создание среды, в которой люди совершенствуются и развиваются. Идея у меня зажглась, как лампочка: нам нужна школа для волонтеров.

У меня уже был опыт работы с волонтерами в качестве руководителя проектов. Этот опыт был достаточно болезненным, потому что для координаторов волонтеров построение взаимоотношений всегда стояло на последнем месте. На первом месте был пожар и горящие задачи. На самом деле это суета, а то настоящее, на чем действительно может построиться продуктивная работа, — на отношениях между людьми, которые понимают, чем они заняты, — всегда оставалось на периферии.

Этот опыт послужил отправной точкой для размышлений о том, как должны строиться отношения волонтера и организации. Нельзя назвать хорошими и продуктивными отношениями простое делегирование задач: поставьте стулья и все.

Если волонтер помогает на добровольных началах, это не значит, что его можно эксплуатировать.

Наоборот, нужно строить партнерские отношения, в которых все работают вместе для достижения цели. К сожалению, этой осознанности в отношении к волонтерам раньше не хватало и мне, и сейчас все еще не хватает многим людям и институциям в культуре. Изменить отношение к волонтерам и их труду — основная миссия «Школы волонтерства в сфере культуры».

Керамика и Zoom

Теория Школы волонтерства состоит из 11 лекций – ступеней для понимания, что такое культурный проект, и как ты можешь ему помочь. Основное знание – откровение: что ты как волонтер — не колесико и винтик в каком-то процессе. Ты вправе выбирать задачу, которая тебе интересна; хочешь — фотографируй, хочешь — общайся с людьми.

О роли «я» в проектах и волонтерстве в целом говорят много. Это помогает не растеряться, когда возникает ощущение, будто ты один в большой незнакомой толпе.

А в толпе ты вскоре оказываешься на полевом исследовании, еще одной составляющей обучения. Третий набор волонтеров ходил на фестиваль самобытной керамики: не поглазеть, а изучить, как устроено мероприятие, отличается ли от анонсирующего образа, удобно ли для посетителей. Все замеченное нужно было записать в дневник полевых исследований, чтобы потом в команде разобрать и в теории улучшить. Все услышанное и увиденное за время учебы можно было обсудить на рефлексивных встречах, которые кочевали от очного формата к Zoom и обратно.

Очно успели провести несколько мастер-классов от самих участников школы: это был как раз тот упомянутый обмен не только знаниями, но и энергиями. Каждый делился тем, что хорошо умел: рассказывать о проектах в СМИ, «раскачивать» свою креативность, управлять командой.

Школа ни много ни мало дает багаж знаний и навыков, который может быть интересным HR-у культурной институции.

Прогулка, художницы и веточка сакуры

Во время учебы фонд принимал заявки от учеников-волонтеров, у которых есть идеи собственных культурных проектов.

В ноябре, нацепив на нос маску, я слушала, как вдохновленно рассказывают о задуманном три победительницы отбора. В январе все с той же маской я смотрела, как задумки превратились в проекты, которые вот-вот свершатся.

С 22 февраля начнется неделя японской культуры «Югэн». Ее придумала студентка истории искусств МГУ Полина Гоголинская. «Югэн» в вольном переводе на русский – это таинственная красота; красоту эту найдут в семи эпохах истории Японии и растянут на неделю. В программе фестиваля — лекции, чайные церемонии и мастер-классы, посвященные культуре страны. А помимо программы команда проекта рассказывает о тайнах Японии в Instagram, например, что такое «моно-но аварэ», почему стоит посмотреть «Рыбку Поньо на утесе» и какая история о метро Токио – миф.

В начале марта состоится выставка проекта «Невидимые женщины». Его автор Елена Тарасова, редактор нон-фикшн в MyBook, книжный блогер, захотела восстановить справедливость и напомнить о женщинах-творцах, которых в истории искусства забыли. Вместе с выставкой современных художниц в проекте пройдет лекторий и паблик-токи, на которых порассуждают о роли женщин в культуре. Кстати, на open-call, который объявила команда фонда для выставки, прилетело более 100 заявок.

Третий проект, появиться которому помог фонд «Четверг», это аудио-иммерсивный подкаст «Я смотрю на город». Идея принадлежит студентке истории искусств ВШЭ Дарьи Лебедевой. В феврале планируется релиз подкаста, в котором слушателям вместе с тремя героями предложат пройтись по району Кропоткинской, подслушать мысли прохожих и услышать свои.

А пока команды готовят проекты, остальные участники школы стажируются у партнеров фонда – в Некрасовке, Электротеатре Станиславского, ЗИЛе, Центре документального кино, на выставках и культурных мероприятиях.

Фото: Ксения Яблонская

Третий набор в «Школу волонтерства» прошел при поддержке Фонда президентских грантов.

А у меня впереди – итальянский футуризм и влияние травм на поведение человека, потому что это мне интересно. А у фонда «Четверг» – новый, четвертый набор в Школу волонтерства. Заявку можно оставить здесь.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике