Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Статьи

«Пишут комментарии, участвуют в стримах»

Как бывшая госслужащая построила карьеру в НКО и добилась цифрового равенства для челябинских пенсионеров.

Фото из личного архива Ольги Лиховидько

В декабре 2020 года заместитель председателя правления Челябинской областной организации «Знание» выиграла грант в миллион рублей в конкурсе «Доброволец России». Ольга Лиховидько заявила проект «Smart-волонтер», идею которого подхватили и в других городах страны.

Она рассказала АСИ, как помогает пенсионерам пользоваться смартфоном и передавать знания другим. 

Из госслужбы в НКО 

С пожилыми людьми в обществе «Знание» Ольга Лиховидько работает девятый год. Дипломированный юрист объясняет на лекциях, как грамотно защитить свои права, общаться с чиновниками и не стать жертвой мошенников.

Она быстро и легко находит подход к «серебряным» студентам — еще до прихода в сферу НКО 17 лет работала в пенсионном фонде. Начинала рядовым специалистом, а закончила начальником отдела назначения пенсий. 

«Была очень большая эмоциональная нагрузка, потому что люди часто приходят в пенсионный фонд недовольные, — вспоминает Ольга. — Каждому приходилось объяснять, что это такие законы не всегда справедливые, а мы, как говорится, государевы люди. В какой-то момент стал пропадать интерес к работе. Решила поменять сферу деятельности и попала в некоммерческий сектор. Здесь свободнее, есть возможность проявить творчество, свои знания». 

В 2010 году Ольга Лиховидько стала заместителем руководителя аппарата общественного движения «За возрождение Урала», а спустя три года перешла в общество «Знание». 

«Когда уходила из пенсионного фонда, честно говоря, не думала, что буду опять работать с пожилыми. Но сейчас получаю больше позитива, так как несешь доброе, полезное и нужное людям, и обратная связь положительная. Они такие счастливые, когда на наших лекциях что-то новое узнают. Благодарят постоянно. Это вдохновляет на подвиги», — продолжила Ольга. 

Фото из личного архива Ольги Лиховидько

В «Народном университете», где она преподает, пенсионеров давно обучают компьютерной грамотности. И если с компьютером пожилые на «ты», то со смартфонами были проблемы. Отдельные занятия по этой теме еще не проводили, а у родных, зачастую, не хватало терпения объяснить, как пользоваться девайсом.

Тогда Ольга решила организовать курсы мобильной грамотности. Только в Челябинске их прошли более 600 человек. Самой молодой слушательнице 55 лет, а самой возрастной — 92 года. В этом году благодаря выигранному миллиону в конкурсе «Доброволец России» и президентскому гранту проект охватит еще сотни южноуральцев.

Опытом поделились и со 150 сотрудниками комплексных центров социального обслуживания населения, которые затем проводили обучение в своих городах и поселках. Как призналась Ольга Лиховидько, были и те, кто воспринял идею в штыки. «Объясняешь представителю органов власти, что нужно обучать пожилых людей пользоваться смартфонами, а в ответ непонимание. Мол, зачем им это надо? Обидно становилось. Это ведь несправедливо, что пенсионеры лишены многих возможностей, которые дают цифровые технологии. В том числе обратиться в различные учреждения через мобильное приложение портала госуслуг, чтобы не стоять в очереди и не выслушивать хамство. Или сравнить цены в аптеках, не выходя из дома, и сэкономить бюджет», — рассказывает Ольга.

«SMART-волонтер» 

Важная часть проекта Ольги Лиховидько — подготовка тьюторов или, как она их назвала, smart-волонтеров. Они передают полученные знания сверстникам. «Smart-волонтеры — это наше челябинское ноу-хау, — говорит Ольга. — Когда мы только начинали, проект был уникальным. Сейчас похожее внедряют в других регионах, например, в Санкт-Петербурге, Нижнем-Новгороде».

«Мы смогли сдвинуть проблему цифрового неравенства с мертвой точки. Запустилась волна, когда пенсионер учит пенсионера. Они понимают друг друга лучше. Это молодому преподавателю нужно подбирать слова, например, объясняя, что такое облачное хранилище». 

Первыми тьюторами стала группа из 30 помощников, которые присутствуют на лекциях и готовы проконсультировать по любому вопросу. На курсах они как и все начинали с изучения простейших функций телефона: настраивали яркость и звук, «забивали» в контакты номера, впервые сделали селфи. Сейчас пенсионеры свободно общаются в мессенджерах, осваивают соцсети и используют приложения. 

«Вижу, что они пишут комментарии, участвуют в стримах, записывают сториз и сейчас даже не верится, что начинали этот путь с преодоления страха. Многие боялись нового, кто-то стеснялся. Я студентам всегда говорю: “Ничего не бойтесь, во всем разберемся”. Когда пожилые воспринимают тебя как хорошего знакомого, то раскрываются с другой стороны. Внимательно слушают, как губка впитывают новый материал и как дети радуются», — отметила преподаватель. 

Как дети, несмотря на жизненный опыт, пожилые могут быть очень доверчивыми.

Поэтому большое внимание на занятиях уделяется кибербезопасности и защите от телефонных мошенников. «Если ПДД нас с садика учат, то правилам безопасности в Сети пенсионеров никто никогда не учил, — поделилась она. — Мы разбираем популярные схемы, учим определять фальшивый сайт. От наших подопечных жалоб на то, что стали жертвами мошенников, не поступало. Наоборот рассказывают, как не поддались на уловки лжесотрудников банков или проигнорировали подозрительные ссылки в SMS». 

Пандемия внесла коррективы в проект «Smart-волонтер». Из-за карантина «живые» встречи тьюторов со студентами заменили онлайн-консультации. «Для многих пожилых стало шоком, что их заперли дома, лишили общения, знаний. Нелегко было привыкнуть к резкой изоляции. В срочном порядке мы подключили smart-волонтеров, научили пользоваться платформой Zoom, и они стали онлайн-кураторами. Сейчас встречи проходят в очно-дистанционном режимах. Записываем и выкладываем уроки в Сеть», — говорит руководитель проекта. 

Фото из личного архива Ольги Лиховидько

Об отношении к пожилым

Ольга Лиховидько отмечает, что в сравнении с 2013 годом, когда она начала работу в обществе «Знание», отношение к пожилым людям заметно изменилось: сейчас они стали частью общей повестки в стране. 

«Раньше считалось, что для людей старшего поколения достаточно организовать концерты, танцы, чаепитие. Сейчас подход меняется, и государство понимает, что пожилые — это не обуза, а ресурс. Все больше пенсионеров стали вовлекать в волонтерство, чему я очень рада. Хотя до сих пор есть много эйджизмов, кто-то говорит, что им нужно сидеть дома, что активность ни к чему. Считаю, это неправильным. У пожилых живой ум, им хочется быть полезными и надо эту возможность дать», — рассуждает Ольга. 

Она уверена, что представление о возрасте т.н. «старости» и дальше будет неизбежно меняться . «Я думаю, пожилой возраст для нынешней молодежи наступит после 80 лет, потому что до этого большинство все-таки будут сохранять активность. Они сейчас много внимания уделяют здоровью, занимаются спортом, следят за питанием. Это поможет организму не так быстро ослабнуть к старости. У них будет быстрее реакция, что позволит легче освоить новые технологии. Наши бабушки и дедушки застали то время, когда телефоны были с крутящимся диском. Не успели к кнопочным привыкнуть, а тут уже смартфоны появились. Для них это глобальная техническая революция. Поэтому горжусь, что проект и наши smart-волонтеры помогают им пользоваться благами “цифровой” цивилизации», — подытожила челябинка. 

Фото из личного архива Ольги Лиховидько

Кроме работы с пожилыми людьми в обществе «Знание», Ольга Лиховидько является также председателем совета Челябинской благотворительной организации «Истории хороших дел», экспертом Комиссии Общественной палаты региона по развитию некоммерческого сектора и добровольчества и общественным помощником Уполномоченного по правам человека в области.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике