Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Интервью

«В образовании не хватает веселья»: как учительница информатики создала IT-стартап для школ и выиграла международный конкурс

Мария Плоткина: как появился проект Geek Teachers и почему педагогам тоже надо веселиться.

Мария Плоткина и Арина Нуриахметова, основательницы проекта Geek Teachers. Фото из личного архива Марии Плоткиной

На днях Youth Business International (YBI) и Фонд Citi объявили победителей европейского конкурса женского предпринимательства Young Female Entrepreneur of The Year 2020. Победу и грант на развитие своего дела в размере $5,000 получила участница из России Мария Плоткина.

Марии 28 лет. Она окончила университет ИТМО в Санкт-Петербурге по направлению web-дизайн и педагогика. На последних курсах уже работала: web-дизайнером в студии, вела университетские компьютерные курсы для детей.

В 2018 году вместе с командой создала проект Geek Teachers — компанию, которая помогает учителям осваивать новые образовательные технологии и цифровые инструменты для школьных уроков. С 2018 года онлайн-курсы и фестивали Geek Teachers посетили более 40 тысяч школьных педагогов со всей России.

Собрать все стереотипные сложности

— После окончания университета я поняла, что мне не очень нравится работа дизайнера, мне ближе педагогика, и я решила поработать в школе учителем информатики. Это было спонтанное решение, я шла и понимала, что иду туда не ради зарплаты, потому что зарплата в школе… Туда идут скорее ради идеи.

Я пришла в школу в середине года, в ноябре. И школу выбрала спонтанно. Не изучала варианты, это просто была одна из школ, которая первой предложила мне у них поработать.

Это было так, как обычно бывает, когда в школу попадают молодые учителя и сразу собирают все стереотипные сложности. Сложные отношения в коллективе, сталкиваешься с коррупцией, тебя пытаются выдавить. Спустя пару месяцев я поняла, что не готова так работать, и подумала, что в мае я ухожу из школы и образования навсегда. Если там всё так устроено, то мне это не надо.

Но потом было три месяца лета, и я поняла, что все-таки хочу попробовать еще раз. Я подошла к выбору школы более осознанно. Я всё еще вела компьютерные курсы. Это совершенно другой опыт: там была свобода, простор для выбора того, чему обучать, абсолютно отличающийся от школы формат. 

Я хотела и в школе использовать много разных прикольных вещей, которым учила на курсах, привнести в школу инновации.

Фото из личного архива Марии Плоткиной

Моя вторая попытка работы в школе была более удачной, там и начались все мои, так сказать, карьерные прорывы. Я пришла в сентябре, и уже в конце года меня отпустили на образовательную конференцию EDCRUNCH ON DEMAND в Москву. Потом я участвовала в педагогическом конкурсе, потом еще в одном… В школе меня перестали воспринимать как молодого неопытного специалиста. Ко мне стали прислушиваться. И так вот всё понеслось.

Заново влюбиться в профессию

Идея «Geek Teachers» возникала постепенно. Мы с Ариной Нуриахметовой придумали этот проект на конкурсе «I-Учитель» от Рыбаков фонда. Там у нас было задание придумать что-то вроде MVP (минимально жизнеспособный продукт. — Прим. АСИ) и представить это через неделю.

Geek Teachers — это образовательный проект для учителей, которые хотят внедрить инновации в школу и заново влюбиться в свою профессию.

Еще до того у нас с Ариной был другой проект — еженедельные вебинары для учителей. Там мы рассказывали, как можно круто использовать приложения, которые упрощают учителям жизнь: помогают проводить не так много бумажных тестов, тратить не так много времени на проверку всего. Нам просто хотелось этим делиться. Тогда мы даже не думали о бизнес-модели, о том, что на этом можно зарабатывать. Это очень помогло, потому что для нового проекта у нас уже были наработанные материалы. И мини-социальная сеть, и своя аудитория.

Идея Geek Teachers уже витала в воздухе, нам просто не хватало той недели на конкурсе Рыбаков-фонда: собраться, сесть и скомпоновать. И не хватало третьего человека — им стал учитель истории Глеб, который впоследствии стал еще одним основателем Geek Teachers, но после покинул проект. 

Обучение на фестивале. Фото: социальные сети Geek Teachers

Мы понимали, что в школах много бюрократии, много бумажной работы, ненужных собраний, когда все приходят, рассаживаются и сидят 50 минут после рабочего дня, слушают что-то непонятное, заполняют журнал и проверяют тетрадки… Всё какое-то непонятное, бессмысленное. Мы хотели все это перевести в онлайн.

Изначально мы просто вели группы в социальных сетях, где делились идеями, как привнести в уроки цифровые технологии. Но потом поняли, что нам хочется делать сообщество учителей. Нам хочется встречаться с ними лично.

В образовании не хватает веселья. Не хватает какой-то легкости, игры. Все очень напряженные и серьезные. Но мы понимаем, что педагоги работают с детьми, а дети — это всегда про невероятное веселье и игры.

И если педагог сам не умеет играть, веселиться, то ему будет сложно учить. У него быстро начнется профессиональное выгорание и нелюбовь к школе.

Поэтому мы захотели объединить образовательное направление и игры, веселье, развлечение, тусовки. И всё это сделать для учителей. Так мы придумали образовательные вечеринки Geek Teachers Fest, на которых обучающие мероприятия сочетаются с развлекательными.

Делать всё самому

Конечно, проблемы были. Проекту уже два года, но он еще на стадии активного развития. От нас ушел один из основателей, ушла некоторая часть команды, менялись идеи. Кстати, на конкурсе, на котором мы его разработали, его не поддержали. Но мы подумали: ну и ладно! 

Мы люди без бизнес-образования, без знаний, как организовывать мероприятия, какого-то понимания, как создавать финансовую модель, и так далее. Тем не менее в мае 2018 года мы придумали проект, а в августе уже прошел первый фест. 

Мы не понимали, будет ли у нас какая-то поддержка, это было тяжело, потому что у нас не было никаких инвестиций: мы сами полностью вложили свои сбережения и гранты педагогических конкурсов. И деньги за вход на фестиваль мы не брали. 

Наша идея была в том, чтобы сделать эти фестивали яркими событиями, доступными и открытыми для всех. На первый фестиваль пришли 300-350 человек. Дальше у нас начались поездки по городам России с мастер-классами и фестивалями; это очень изматывало. Когда ты основатель и у тебя еще нет команды, тебе приходится всё делать самому: посты в социальных сетях, дизайны, резать картон для декораций. Наверное, по-другому нельзя.

Фестиваль. Фото: социальные сети Geek Teachers

Изначально проект фокусировался на молодых учителях, которые, как и мы, пришли в школу и столкнулись со сложностями, оказались без поддержки. Но со временем целевая аудитория расширилась до учителей с опытом 10-15-30 лет. Это у них вторая волна, открылось второе дыхание. Приходят учителя 50-55 лет, проходят онлайн-курсы и говорят, что благодаря нам смогли посмотреть на то, что они делают, с новой стороны, найти вдохновение.

Одинаковые проблемы

Без Impact Hub Moscow не было бы нашего участия в конкурсе. Мы получили возможность пройти программу 90 Days Challenge. Это дало возможность номинироваться на Young Female Entrepreneur of The Year. Без Impact Hub Moscow мы бы никогда не узнали об этом конкурсе, они помогли заполнить заявку, связывались с организаторами. Я бы сказала, что это победа не моя лично, а наша общая.

На каждом конкурсе ты думаешь: наверное, есть шанс, что будет победа, а может, будет проигрыш… А тут еще конкурс такого масштаба, международный. Для меня победа была шоком.

Еще о конкурсе

Young Female Entrepreneur of The Year — ежегодный конкурс на звание женщины-предпринимательницы года. Организаторы конкурса — Youth Business International (YBI) и Фонд Citi — уверены, что нужно расширять программы поддержки женщин, создавших свое дело. За пять лет в конкурсе поддержали более 26 тысяч молодых предпринимателей и 6,5 тысяч компаний в Европе, России и Казахстане.
Все они участвовали в программе конкурса, которая включает обучение ведению бизнеса, финансовые консультации, наставничество и доступ к профессиональным сообществам. Программа — часть инициативы Фонда Citi Pathways to Progress, направленной на снижение уровня безработицы среди молодежи и расширение возможностей для достойного заработка молодых людей.
Список победителей конкурса можно посмотреть здесь.

Не могу сказать, что после победы всё резко поменяется. Просто сейчас появилось больше поддержки. Теперь у нас появится международный наставник, это поможет нам выйти на мировой уровень, но не сразу. Мы сейчас развиваем нашу онлайн-школу, записываем новые курсы и будем организовывать онлайн-события. У нас еще не было опыта проведения массовых мероприятий в сети. Будем работать в этом направлении.

А когда закончится карантин, попробуем организовать один фестиваль в Европе, потому что проблемы и сложности, с которыми сталкиваются учителя, одинаковы во всем мире. Нет интернета, нет поддержки, нет комьюнити, мало отдыха.

Советы новым предпринимателям

  • Первый совет — для меня очень важный — не пытаться сделать идеально и не прорабатывать идею очень долго. Если вы только начинаете, советую вам сделать минимальный жизнеспособный продукт и, не пытаясь довести его до идеала, как можно раньше его оттестировать. Возможно, эта идея не сразу зайдет, а если вы потратите год на проработку и что-то не получится, потом будет гораздо сложнее что-то переделывать. Так что запускать идеи и тестировать их нужно как можно скорее и вообще не думать об их идеальности.
  • Следующий совет — нужно стараться не обращаться внимание на то, что будут говорить со всех сторон: «У вас это не получится», «зачем это нужно?». Особенно женщинам-предпринимателям. Гендерных стереотипов всё еще очень много, поэтому будет много комментариев от родственников и знакомых: зачем вообще женщине в бизнес лезть? Нужно научиться пропускать это мимо себя и никак не реагировать. Если реагировать, сложно быть предпринимателем. Всегда будут говорить: это уже было, это не нужно, это неинтересно. Но потом, когда у вас все получится, эти же люди будут говорить: «Мм, прикольно, здорово!»
  • Верьте в идею, делайте и не слушайте (это не относится к обратной связи!). Не пропускайте через себя негативные отклики во время презентаций: научитесь отвечать на них по-доброму, с иронией или вообще не отвечать.
  • И еще один — рассказывайте о своей идее, проекте, стартапе как можно чаще. Учитесь делать краткие презентации, не стесняйтесь. Не думайте, что если вы один раз кому-то что-то рассказали, об этом должны все уже знать. Если вы сами о нем не расскажете и не будете продвигать, за вас это никто не сделает. Поток информации огромный, новости быстро теряются. Рассказывайте, рассказывайте всем! Это будет только на руку вам. 
18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике