Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Серии

Тренды: некоммерческие горячие линии психологической помощи

НКО открыли «непрофильные» горячие линии психологической помощи всем, кто испытывает тревогу, и онлайн-службы поддержки медиков, борющихся с вирусом. Некоторые из них продолжат работать и после окончания эпидемии.

Фото: unsplash.com

За счет каких сил удалось организовать работу психологов, какую помощь они рассчитывали оказывать, а за чем к ним реально обращались, и какие выводы сделали руководители организаций, узнало АСИ. 

Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

С середины марта горячая линия по вопросам семейного устройства фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» стала предлагать и психологическую поддержку всем семьям с детьми, находящимся в кризисной ситуации из-за коронавируса.

«У нас в фонде большой пул психологов. И в первую очередь мы дали объявление внутри фонда о наборе психологов-волонтеров. Часть людей к нам пришли со стороны. Мы проводили собеседование и обучали, после этого специалисты приступили к дежурству», — рассказывает АСИ Елена Ильенко, координатор горячей линии фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Фото: unsplash.com

Горячая линия — совместный проект с компанией «Вымпелком» (мобильный оператор «Билайн»). Оператор — партнер фонда уже много лет, при его поддержке работает основная горячая линия по вопросам семейного устройства. Для психологов-волонтеров «Билайн» быстро организовал технический процесс, предоставил сим-карты и оплачивал связь. Всего на «противоэпидемической» горячей линии работают 20 психологов. С 17 марта они проконсультировали более 700 человек из многих регионов РФ.

«Консультация — это длительная поддерживающая беседа, по правилам линии она может длиться не более часа. Многие звонили повторно, некоторые – многократно, — рассказывает Елена Ильенко. — Люди переживали, что оказались в ситуации, к которой не были готовы: они лишились работы, не хватало денег, у многих обострились отношения между супругами, родители не справлялись с поведением детей, которые отказывались учиться. Также звонили взрослые дети, испытывающие тревогу за своих пожилых родителей. У некоторых людей в изоляции началось обострение психических заболеваний, в частности депрессии. Несколько звонков было с жалобами на физическое и сексуальное насилие».

Консультировать семьи с детьми, находящиеся в кризисной ситуации из-за коронавируса, фонд будет до 30 июня. После этого линия прекратит работу. 

Пока звонить на горячую линию можно по бесплатному номеру 8 (800) 700-88-05 с 09:00 до 24:00 по московскому времени.

Фонд по борьбе с инсультом ОРБИ

В начале карантина Фонд ОРБИ тоже расширил свою горячую линию. Психологи стали консультировать не только людей, переживших инсульт и их родственников, но и всех, кто испытывает стресс из-за пандемии.

«Нам было несложно начать принимать дополнительное количество звонков. Мы развиваем свою линию вне зависимости от вируса, так что были к этому готовы, — рассказывает Екатерина Милова, директор по развитию Фонда ОРБИ. — У нас работают профессиональные психологи, и у них уже была квалификация, чтобы отвечать на все вопросы, а не только касающиеся инсульта. Дополнительно обучать их было не нужно».

Милова отметила, что на линию все равно чаще звонили люди, у которых родственники пережили инсульт. В интернете и по телевизору постоянно говорили, что люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями в группе большого риска смертности от коронавируса, поэтому у них сильно повысилась тревожность.

«Тем не менее, закрывать новое направление мы не будем. Наши операторы никого не оставят без помощи. В принципе мы всегда, вне зависимости от пандемии, если это вопрос не наш, узнавали, куда человека можно перенаправить, где ему помогут. Любой звонок, который попадал на нашу линию, всегда получал ответ», — подчеркивает директор по развитию Фонда ОРБИ.

Номер бесплатной телефонной линии ОРБИ: 8(800)707-52-29. Линия работает каждый день с 09.00 до 21.00 по московскому времени.

Фонд Андрея Мельниченко

В Фонде Андрея Мельниченко во время пандемии заработала бесплатная линия для детей, подростков и их родителей, испытывающих стресс из-за режима самоизоляции.

«В завершившемся учебном году в девяти образовательных центрах, открытых фондом в регионах России, обучалось около трех тысяч школьников 5-11 классов. Это одаренные дети, у которых есть особенности развития, в том числе непосредственно связанные с развитием одаренности. И это подростки, которые переживают достаточно сложный период личностного и профессионального становления. Поэтому система психологической поддержки была изначально заложена в нашу образовательную модель. Мы не создавали новую службу психологической поддержки, а просто предложили воспользоваться помощью наших психологов всем, кто в этом нуждался», — рассказывает АСИ Александр Чередник, исполнительный директор Фонда Андрея Мельниченко.

Фото: pixabay.com

Психологи горячей линии осознанно пошли на увеличение рабочей нагрузки, сами подготовились, чтобы лучше помогать именно в ситуациях таких стрессов. Более того, они и предложили расширить работу службы поддержки.

«Запросов, с которыми обращались к психологам, действительно оказалось больше, чем мы могли ожидать, — отметил Александр Чередник. — Помимо ожидаемых вопросов, как справиться с тревогой и агрессией, поступило много обращений с вопросами об особенностях подросткового возраста, о том, как строить контакт с подростком, как налаживать отношения. Мы связываем это с тем, что родители в условиях изоляции получили возможность пересмотреть свои воспитательные установки и по-новому, более грамотно, выстраивать контакт с детьми подросткового возраста».

Служба психологической поддержки в образовательных центрах Фонда Андрея Мельниченко будет работать и после окончания пандемии. С психологами можно связаться по телефонам 8 913 223 42 82 или 8 960 966 21 98. Консультацию можно получить по телефону, СМС, через видеозвонки и сообщения WhatsApp.

Служба помощи онкологическим  больным «Ясное утро»

В период пандемии служба помощи онкологическим больным «Ясное утро» открыла бесплатную горячую линию психологической помощи медработникам.

«Психолого-социальная поддержка онкологических пациентов – это наша основная деятельность. Цель нашей работы — повышение качества жизни пациентов и их близких. Кроме непосредственного консультирования пациентов, мы не первый год работаем и над проблемой коммуникации медиков с пациентами. У нас есть цикл тренингов «Эффективный специалист» по развитию навыков профессиональной коммуникации для врачей и медсестер. Поэтому в методической части для нас эта деятельность не новая», — рассказывает АСИ Ольга Гольдман, директор службы помощи онкологическим больным «Ясное утро».

На горячей линии, где помимо онкобольных теперь консультируют медиков, работают психологи-консультанты, которые получают зарплату, и психологи-волонтеры. В месяц они в среднем принимают 3500 обращений. Гольдман говорит, что, объявляя о начале приема обращений от медиков, все понимали, что вполне осилят нагрузку еще на 10-15% сверх существующей. Отключать это направление после окончания эпидемии служба не планирует.

Чаще всего медики рассказывают о ситуациях, когда новым коронавирусом заразились они сами и вынуждены выбывать из строя на время болезни. Много обращений от врачей, которые раньше не сталкивались с таким большим количеством смертей и ощущением беспомощности.

«Гибель пациента часто воспринимается медиком как профессиональная неудача, с этим очень сложно смириться и это серьезный фактор выгорания. Уже вышло несколько исследований о том, что из-за пандемии у медиков возникают посттравматические стрессовые расстройства, они фактически работали (или продолжают работать) условиях военного времени. Психологам, психотерапевтам, психиатрам придется в ближайшие годы с этим разбираться. Мы не отключаем это направление на линии, призываем врачей следить за своим здоровьем и готовы помочь им в этом в анонимном формате», — подчеркивает директор службы «Ясное утро».

Круглосуточный бесплатный номер горячей линии: 8-800-100-0191. 

Фонд «Свет в руках»

В начале пандемии фонд «Свет в руках» тоже начал индивидуальные консультации и группы поддержки для врачей, которым необходима психологическая помощь.

«У нас большой опыт организации и работы психологической поддержки по всей России. Выделенная телефонная линия, онлайн и очные индивидуальные консультации, группы-поддержки и помощь в онлайн-чатах, — рассказывает АСИ Александра Фешина, основатель и руководитель фонда «Свет в руках». – Наши психологи умеют работать с медицинским персоналом. Они провели образовательные вебинары и дистанционные обучающие курсы более чем для шести тысяч врачей из разных регионов. Поэтому наша экспертиза и профессиональные знания в области поддержки медицинского персонала позволили достаточно быстро адаптироваться под запрос нового времени».

Для поддержки врачей во время пандемии фонд привлекает дополнительное финансирование и постоянно ищет профессиональных психологов.

Фото: Daria Nepriakhina / Unsplash

«Мы сделали выводы, что медицинским работникам удобнее получить индивидуальную психологическую консультацию, чем принимать участие в группах поддержки. Это объясняется нехваткой времени у медперсонала. Надо отметить, что для удобства врачей вся наша помощь на данный момент оказывается дистанционно — получить оперативную психологическую поддержку можно по видео- или аудиосвязи, написать в чат с психологом на сайте фонда или в мессенджерах», — добавляет Александра Фешина.

Фонд готов поддерживать врачей в любые кризисные периоды. Индивидуальные консультации и группы поддержки будут работать столько времени, сколько будет актуальным запрос от медицинского сообщества. Чтобы получить помощь, нужно связаться с фондом через сайт.

«Однако мы не забываем о своем основном направлении деятельности и продолжаем разрабатывать и внедрять комплексные решения для поддержки врачей, работающих с особо уязвимой категорией пациентов – беременными женщинами, — продолжает Александра Фешина. — Мы разработали дополнительные материалы — рекомендации для семей, чьи дети находятся в реанимации. Это позволит медицинскому персоналу эффективнее поддерживать родителей, которые разлучены с детьми в связи с карантинными мерами».

 

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике