Как живут в период изоляции арт-проекты, которые были немыслимыми без очного участия зрителей?

Музей-заповедник им. М.Ю. Лермонтова ведет онлайн-трансляцию на акции «Ночь музеев-2020» в Пятигорске. Фото: Денис Абрамов / РИА Новости

АСИ вместе с экспертами осмыслило новый опыт и выяснило, какая часть искусства и творчества останется в Сети, когда эпидемия закончится.

Изоляция открывает двери

В середине марта Центр творческих индустрий «Фабрика»  –  креативный кластер для независимого некоммерческого арта – начал отменять выставки. Теперь сотрудники ждут, состоится ли Московская биеннале молодого искусства (13 июля  –  13 сентября), к которой художники всегда долго готовятся.

«Последние два месяца были тяжелыми для всех, не только для художественных и выставочных инициатив, – отмечает в беседе с АСИ директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова. – У нас нет возможности общаться вживую с нашими художниками и посетителями, пришлось отложить многие международные проекты и перенести резиденции зарубежных авторов. Сейчас нам остается лишь ждать выхода из карантина и быстро менять выставочное расписание.

Наша основная деятельность состоит в сдаче в аренду пространств для работы и творчества. Это дает возможность финансировать выставочные проекты и другие программы центра. Естественно, что мы с самого начала карантина ощутили изменения. Выручка “просела” как минимум на 50%, а культурные программы пришлось приостановить – скорее всего, до сентября».

«Фабрика» поддержала своих резидентов и предложила каждому посильные для него условия на время простоя.«В общем случае предоставляем арендные каникулы, снижаем ставки. Радостным для меня явлением стали самоорганизованные группы в социальных сетях, где можно поддержать художников, купив их работы», – говорит Ася Филиппова.

Центр творческих индустрий «Фабрика». Фото: Ольга Воробьева/АСИ

ЦТИ успел открыть 5 марта выставку «Живопись минус» куратора Марата Гельмана. Когда стало очевидно, что доступ на нее придется закрыть, в социальных сетях центра устроили онлайн-тур по экспозиции. «Выставочных проектов с тех пор мы, естественно, не открывали, поэтому теперь показываем нашим онлайн-зрителям – подписчикам в социальных сетях – творчество наших креативных резидентов», – объясняет Филиппова.

Например, продолжила работу один из старейших резидентов «ФАБРИКИ» MSKEastsideGallery, которая с начала апреля даже стала сотрудничать с новыми художниками – украинским проектом SOCIA.

Другой резидент –  художница и основательница школы «Пробел» Алиса Керн – провела онлайн-урок по дыхательным практикам. Также «Пробел» организовал домашние курсы по рисунку и живописи от Надежды Бушенёвой, а Творческое объединение APXIV провело «Первомай» в интернет-пространстве в виде коллективной тематической игры в Minecraft.

Онлайн-встречи «Страниц Басмании». Фото: Музей Басманного района

«Музей Басманного района/Басмания» – это проект музея под открытым небом, без здания.  Многие проекты музея ориентированы на встречи вживую, так что от режимных ограничений музей тоже пострадал.

В апреле и мае намечались встречи по двум проектам: «По страницам Басмании» для аудитории 55+  и «Война и город» — бесплатные экскурсии, мастер-классы и встречи с ветеранами для сбора их воспоминаний о Басманном. Из-за карантина оба проекта пришлось переформатировать.

«Это открыло для нас, как ни удивительно, новые двери, – говорит АСИ специалист по связям с общественностью проекта «Музей Басманного района» Анна Берникова. – Например удалось организовать мастер-классы по работе с семейными архивами онлайн. Мы провели несколько тестовых онлайн-встреч с участниками «Страниц Басмании» (аудитория проекта – люди старше 55 лет). Здорово, что многие участники владеют компьютерной грамотностью, это позволило нам не терять контакт в это непростое время. В июне мы планируем провести занятия нового модуля проекта полностью онлайн».

Театр из гардеробной

Погрузиться в сети пришлось и театру.

«Наша работа завязана на офлайне, – поясняет Агентству социальной информации руководитель Театра сторителлинга Константин Кожевников. – Большинство спектаклей, рассчитанных на детскую и семейную аудиторию, – это сторителлинг, то есть рассказ с интерактивными элементами. Мы узнали о существовании платформы Zoom и решили разыгрывать эти истории в прямом эфире.

Как раз приближался День космонавтики, а у нас есть спектакль «Просто Космос какой- то!» Мы неделю адаптировали его к Zoom и поняли, что на это не стыдно продавать билеты. Естественно, по цене куда ниже обычной. Выяснилось, что есть даже некое театральное чудо в том, что два человека из разных мест Москвы, сидя на кухнях, спорят друг с другом в онлайн-пространстве, вовлекают в обсуждение зрителей».

Билеты на онлайн-спектакли театра вчетверо дешевле, чем на очные представления, но сейчас и это — доход. «Артисты либо сидят без работы, либо идут, например, в курьеры,  –  говорит о своих коллегах по цеху Кожевников.  –  Часть устраивает «кастинги» и кинопробы в соцсетях – просто чтобы быть в форме. Тем, кто служит в государственных театрах, легче – они получают зарплату. У нас есть товарищ, которого не выпустили из Казахстана, и он уже больше месяца живет в Алматы. Его пригрел театр «Артишок», и он сделал там несколько онлайн-спектаклей».

Скрин спектакля «Люди добрые» онлайн
Скрин спектакля «Люди добрые» онлайн

Удалось сыграть онлайн и один из больших проектов Театра сторителлинга – спектакль «Люди добрые», совместный проект с АСИ и Фондом Потанина.

«Во время карантина у нас возникла идея сыграть спектакль «Люди добрые» онлайн, – рассказывает Кожевников. – Как раз должна была пройти акция #ЩедрыйВторник 5 мая, и мы решили сделать спектакль благотворительным, чтобы перевести выручку нуждающимся [в организации, чьи лидеры стали прототипами героев спектакля]. Времени на подготовку было мало, возникали технические проблемы: одна актриса в деревне, и у нее плохая связь, другой актер мечется по квартире, чтобы не мешать домашним…

С самого начала мы хотели, чтобы в конце спектакля слово брали наши герои, а спектакль был поводом к дискуссии, после которой зрители захотели бы помочь какому-то проекту или рассказать о нем друзьям и знакомым.

Мы успели сыграть спектакль несколько раз до карантина, но с обсуждением все время не складывалось. А пандемия нам в этом помогла. Мы наконец-то смогли поговорить с людьми и развенчать мифы о благотворительности. Спектакль собрал около ста зрителей, и пусть вырученная сумма невелика, но все равно есть чувство, что мы не зря сидим на карантине».

Чтобы не потеряться

То, что онлайн-проекты не могут приносить прибыли, сопоставимой с невиртуальными, подтверждает и Анна Касаткина, директор Фонда поддержки молодых талантов и развития международных культурных связей Ильдара Абдразакова. «Большинство онлайн-проектов, возникших в сфере культуры в период карантина, в том числе очень успешные, например онлайн-трансляции записей из известных концертных залов и театров, очень интересный проект для поклонников балета «В контексте времени: диалоги с Дианой Вишневой» и другие серии интервью с артистами, – рассчитаны не на коммерческий интерес, а на сохранение и развитие культурного наследия, на общение артистов со зрителями в новом формате», — говорит АСИ Касаткина.

Тем не менее, по ее мнению, это «вариант мощной психологической поддержки для всех поклонников искусства».

Басмания также запустила «карантинные» проекты для объединения сообщества и позитивного переосмысления вынужденной изоляции. Например флешмоб «Басмания из окна», когда жители района снимали небольшие ролики из своих окон и делились личными историями. «Присоединилось много жителей района, что очень радостно», – отмечает Анна Берникова.

Все ли можно «конвертировать» в онлайн-форматы?

Что из новообретенных временных решений культурные институции возьмут с собой в будущее?

«Я бы воздержалась от советов, кроме одного – не следовать тенденциям без оглядки на специфику вашей деятельности, – говорит Ася Филиппова. – Некоторые площадки успешно освоили новые форматы работы онлайн, создали новые каналы для виртуальных туров по выставкам. Но останутся ли все эти форматы столь же популярными по окончании изоляции – вопрос открытый. Мы всегда предпочитаем реальность виртуальному».

Театральные представления онлайн после карантина также возможны, но с условиями, поясняет Константин Кожевников: «Онлайн-спектакль не работает, если нет контакта с залом, со зрителями. Здесь человек должен не просто смотреть картинку, как в YouTube, но и получать общение. Кроме того, онлайн требует предельной органичности, потому что на крупном плане видно, когда человек переигрывает или подсматривает в текст. При этом я убежден, что “работают” только прямые эфиры».

Осмыслить опыт изоляции вместе

В России и в мире есть потребность осмыслить и обсудить опыт искусства в изоляции. Ася Филиппова приняла участие в серии дискуссий «Креативные кластеры во время пандемии.Конец или новое начало?»: о том, как доверительные отношения с резидентами помогают пережить кризис, как представители отрасли справляются с падением выручки, расплачиваются с кредитами и тратами на поддержание инфраструктуры, как культурные учреждения будут открываться после локдауна. Эти встречи организованы представительством ЕС в России, «Шанинкой» и Фондом имени Фридриха Эберта в РФ и регулярно проходят онлайн с начала апреля.

Фонд Ильдара Абдразакова запустил международный дискуссионный форум ArtSpace. «Это будет международная диалоговая площадка, где открыто и честно, с участием зрителей будут обсуждаться все актуальные и острые вопросы, стоящие сейчас перед культурной общественностью, – рассказывает Анна Касаткина. – Как не потерять форму в изоляции и сохранить дисциплину? Что помогает артистам поддерживать психологическое здоровье – есть ли профилактика выгорания? Приживется ли формат онлайн-репетиций после пандемии?»

Принципиальная позиция форума – дать слово зрителям: «В чате эфира любой желающий сможет задать вопросы участникам, и ведущий обязательно прочтет самые интересные вопросы».

Музейное сообщество тоже консолидируется. Прошла дискуссия «Городские музеи в новых условиях: от Санкт-Петербурга до Владивостока», подготовку к вебинару «Как выжить частному музею во время пандемии» ведет Ассоциация частных музеев России. Тема изоляции будет затронута и на международном фестивале «Интермузей», который в этом году впервые пройдет онлайн.

Апокалипсис с человеческим лицом

«Я не думаю, что после карантина театр сильно изменится, – размышляет руководитель Театра сторителлинга Константин Кожевников. – Все-таки это консервативное заведение и здесь важен [контакт] офлайн. В сети интересны образовательные проекты, в том числе для детей, а вот представить, что я буду таким образом смотреть Чехова, сложно».

Ася Филиппова предполагает несколько сценариев завершения карантина.

«Первый и оптимистичный состоит в том, что после окончания пандемии все начнет стремительно возвращаться на прежние рельсы: люди выйдут на свои рабочие места, а зрители поспешат на выставки.

Более реалистичный сценарий  –  скорее всего, произойдут значительные изменения в структуре потребления и в представлениях о работе. Организации поймут, что работать можно дистанционно, а выставки смотреть с помощью виртуальных туров. В этом случае от нас потребуется активная работа по поиску креативных резидентов и привлечению аудитории на наши события, жесткая экономия издержек».

Последний сценарий, по словам Филипповой, напрямую зависит от поддержки креативных индустрий со стороны города. Союз креативных кластеров, в который входит и ЦТИ «Фабрика», добился определенных мер помощи от московской мэрии, среди которых – субсидии на интернет-продвижение продукта, компенсация экспортных затрат и затрат на участие в российских и зарубежных выставках, на приобретение оборудования и обучение сотрудников.

Некоторым креативным отраслям малого и среднего предпринимательства власти готовы предоставить кредитные каникулы и целевой беспроцентный кредит на выплату зарплаты сотрудникам. Предусмотрена и специальная компенсация затрат компаниям, работающим по договорам франшизы.

«В перспективе, когда ситуация стабилизируется, [должна вестись] разработка нормативных актов, нацеленных на создание благоприятного режима для восстановления [культурных институций] и развития креативной экономики»,  –  считает Ася Филиппова.

«Пожалуй, главный вопрос, который мы будем обсуждать на АrtSpace, – каким будет возвращение в реальность», – размышляет Анна Касаткина. Она добавляет, что важно планировать это возвращение в совместном диалоге артистов, властей и зрителей.

«Сегодня все аналитики солидарны в том, что в любой версии будущего содержится примесь апокалиптики, – резюмируют эксперты Агентства сингулярных исследований, одного  из резидентов «Фабрики». – Ее может быть больше или меньше, но она есть. Расчеты показывают, что самое рациональное  –  не избегать конца света, а приобрести «коллективный иммунитет» к нему. Пропустить его через себя и создать свой Апокалипсис с человеческим лицом».

 

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

В «Одноклассниках» можно сообщить о своей готовности помочь людям в самоизоляции

Сеть «Одноклассники» запустила акцию «Я помогаю». Пользователи могут разместить на своей странице интерактивные баннеры с четырьмя вариантами помощи: купить продукты, сходить в аптеку, выкинуть мусор,…