Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Колонки

Ирина Мерсиянова: почему счастливые и довольные жизнью вокруг себя люди больше склонны доверять другим

Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ — о доверии как ресурсе для испытания на прочность российского общества.

Ирина Мерсиянова. Фото: архив Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора

На границе 2019–2020 годов мир столкнулся с новой угрозой, и вряд ли сегодня найдется тот, кто не слышал о COVID-2019. Когда стало ясно, что заболевание, вызываемое коронавирусом нового типа, словно щупальца гигантского спрута расползлось по планете, захватывая все новые страны и континенты, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку заболевания пандемией.

Конечно, само это слово вызывает тревогу, но, как подчеркнул глава ВОЗ Тедрос Гебреисус, прежде всего необходимо подумать о другом: «Позвольте напомнить вам о других словах, которые имеют гораздо большее значение и гораздо более действенны: профилактика, подготовленность, здравоохранение, политическое лидерство и, самое главное, люди… Наша задача — успокоиться и защищать людей — и это выполнимо».

Но какую же роль играют в противостоянии этой глобальной угрозе человечеству сами люди?

В действительности каждому из нас под силу внести свой эффективный вклад в борьбу с этим коварным врагом, и каждый из нас должен сделать максимум возможного, но необходимо осознать, что победить этого врага мы сможем только объединив наши усилия. На пороге войны с вирусом очень важно оценить готовность общества противостоять этой угрозе, требующей мобилизации всех имеющихся резервов, определить, с какими результатами развития гражданского общества и его институтов, а также социального капитала российское общество вступает в одно из самых грозных сражений последнего десятилетия.

Чтобы не ошибиться в прогнозах, определить ведущую к успеху тактику и стратегию борьбы с социальными последствиями вируса, необходим анализ уровня доверия, ответственности россиян, их готовности объединяться и помогать друг другу, о чем достоверно нам могут рассказать лишь беспристрастные к человеческим эмоциям цифры.

Об этом будет авторская колонка Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ на сайте АСИ.

Достаточно ли «социального клея» в нашем обществе

Доверие подобно клею в современном обществе, недаром считается, что оно лежит в основе всех социальных институтов, именно на доверии строится готовность человека следовать правилам, принятым в обществе, его традициям и обычаям. Без доверия трудно представить дружбу и любовь, взаимопомощь и выручку, которыми всегда славился российский народ. Как говорит русская пословица, в одиночку слабы, вместе сильны, но достаточно ли такого «социального клея» в нашем обществе?

Фото: anemone123/pixabay.com

По данным мониторинга состояния гражданского общества НИУ «Высшая школа экономики», в 2019 году почти четверть респондентов (23%), отвечая на вопрос: «Как Вы считаете, большинству людей можно доверять или в отношениях с людьми следует быть осторожными?», сказали, что большинству можно доверять. «Осторожных» оказалось более чем в три раза больше — 75%. Затруднились ответить на этот вопрос 2%.

За весь период наблюдений в рамках мониторинга доля респондентов, полагающих, что большинству людей можно доверять, находилась в интервале 17–19% вплоть до 2014 года. С этого года начал наблюдаться устойчивый рост.И за последние 5 лет данный показатель находился в интервале 21–28%. По сравнению с замером 2017 года уровень доверия к людям в целом снизился в 2019 году на 5 пунктов (с 28% до 23%).

Такие демографические показатели, как пол, возраст и тип населенного пункта, не дифференцируют респондентов в вопросе доверия людям в целом. Определенное влияние оказывает образование респондентов. Так, две группы — с незаконченным высшим и высшим образованием — значимо отличаются от населения в целом. Незакончившие вуз чаще дают ответ, что с людьми надо быть осторожными (86% против 75%), а среди людей с высшим образованием, наоборот, больше тех, кто склонен доверять (28% против 23%). Сравнение групп показывает, что люди с высшим образованием демонстрируют больший уровень доверия по сравнению со всеми образовательными группами, кроме самых низко образованных.

 

Размер дохода не является значимым фактором в вопросе доверия к людям. Более чувствителен в этом отношении фактор самооценки материального положения семьи, который показывает: самые неимущие чаще склонны к недоверию людям (83%), чем к доверию (15%). Категории респондентов со всем остальным спектром доходов по данному вопросу вообще не отличаются друг от друга.

Что касается рода занятий респондентов — наибольшую настороженность к людям проявляют рабочие (80% против 75% среди всех).

Таким образом, основные демографические факторы, влияющие на уровень доверия к людям в целом, — образование и материальное положение семьи. Чаще высказывают недоверие представители групп с незаконченным высшим образованием, малообеспеченные (денег не хватает на питание) и рабочие.

Однако большее влияние на преобладание недоверия оказывают мировоззренческие факторы. Так, выявлена прямая зависимость между удовлетворенностью положением дел в населенном пункте и уровнем доверия к людям в целом. Если людей устраивает жизнь вокруг, они чаще выбирают вариант ответа «большинству людей можно доверять», чем те, кто пессимистично оценивает ситуацию в месте проживания (29% против 18%) (табл.1).

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, большинству людей можно доверять, или в отношениях с людьми следует быть осторожными?» (от числа опрошенных по стране и в группах)

Население в целом Удовлетворенность положением дел в месте проживания
Удовлетворен(а) Не удовлетворен(а)
Доли групп 100% 47% 51%
Большинству людей можно доверять 23% 29% 18%
В отношениях с людьми следует быть осторожными 75% 69% 80%
Затрудняюсь ответить 2% 2% 2%

 

Такая же зависимость наблюдается между оценкой положения дел в населенном пункте за последний год и уровнем доверия к людям в целом. Те, кто доволен, чаще выбирают «большинству людей можно доверять», чем те, кто пессимистично оценивает ситуацию в месте проживания (27% против 18%) (табл.2).

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, большинству людей можно доверять, или в отношениях с людьми следует быть осторожными?» (от числа опрошенных по стране и в группах)

Население в целом Ретроспектива положения дел в месте проживания
Улучшилось Практически не изменилось Ухудшилось
Доли групп 100% 32% 51% 15%
Большинству людей можно доверять 23% 27% 23% 18%
В отношениях с людьми следует быть осторожными 75% 72% 76% 80%
Затрудняюсь ответить 2% 2% 1% 2%

 

В меньшей степени склонны доверять людям на дальней социальной дистанции респонденты, которые на вопрос «Если говорить о сегодняшнем дне, насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом?» ответили отрицательно (17%), чем те, кто ответил положительно (27%). Те, кто не ждет ничего хорошего от будущего, чаще выбирают осторожную тактику в отношениях с людьми, чем те, кто оптимистично настроен (83% против 69%).Больше склонны доверять людям вообще респонденты, которые на вопрос «Если говорить в целом, Вы счастливы или не счастливы?» ответили положительно (25%). Те, кто считает себя несчастливыми (15%), и окружающим лдям открываться не склонны.

Заметны различия в ответах на вопрос о доверии к людям в зависимости от декларируемого желания или нежелания респондентов уехать из России в другую страну на постоянное место жительства. Наибольшую настороженность по отношению к людям демонстрируют россияне, которые хотели бы уехать из России в другую страну на постоянное место жительства в отдаленной перспективе (83%).

Среди тех, у кого российское гражданство вызывает преимущественно обиду за страну, в большей степени распространено недоверие к окружающим их людям (84%). А вот чувство доверия к людям коррелирует с гордостью за страну — гордящиеся гражданством России доверяют чаще (29% против 23% среди всех), как и те, кто понимает под патриотизмом: 1) действия для процветания своего населенного пункта, и 2) трату своего времени на решение общественных проблем, помощь нуждающимся (по 30%).

Таким образом, пессимистичная оценка положения дел в своем городе, перспектив изменений в стране, недовольство жизнью в целом, ощущение себя несчастливым человеком связаны с низким уровнем обобщенного доверия. Меньше доверяют людям потенциальные эмигранты и те жители страны, у кого российское гражданство вызывает чувство обиды за страну.

Напротив, гордость, связанная с обладанием российским гражданством, приводит к росту уровня доверия. Россияне, активно занятые в общественной жизни, в частности, принимали участие в деятельности НКО, участвовали в мирных демонстрациях, а оптимистично настроенные по отношению к настоящему и будущему населенного пункта и страны, удовлетворенные жизнью, в большей степени склонны доверять людям.

Где искать точки роста доверия в обществе?

Где же искать точки роста доверия, чтобы связывающий членов общества клей был крепче, общество устойчивее, а люди ощущали себя более счастливыми и удовлетворенными жизнью?

Как показано в ряде исследований в ходе мониторинга состояния гражданского общества, доверие к другим людям даже на дальней социальной дистанции повышается в группах общественно активных людей[1]. Те, кто представляет себя как общественно активного человека, уверены в возможности доверять людям чаще тех, кто далек от гражданских инициатив. Такое же соотношение в группах тех, кто помогал кому-либо за последний год, и тех, кто этого не делал.

Респонденты, не готовые делать денежные пожертвования ни на какие нужды, даже если им позволяет доход, чаще остальных проявляют низкий уровень доверия даже к тем, кто окружает их лично. Больше половины из тех, кто не готов делать денежные пожертвования, считают, что в отношениях с людьми их окружения стоит быть осторожными. И среди них значительно меньше полагающих, что большинству окружающих их людей можно доверять. Данные показывают, что доверяющие людям отличаются большей склонностью к состраданию и социальной ответственности, особенно по отношению к инвалидам и пожилым людям. Вполне закономерно, что те, кто доверяет людям, отличаются также большим доверием к посредникам, через которых эта помощь может быть оказана, особенно благотворительным организациям и социальным службам.

Красноречивы различия ответов на вопрос «Скажите, пожалуйста, Вы хотели бы в ближайшие два-три года принять участие в деятельности каких-либо общественных объединений, гражданских инициатив, некоммерческих организаций? Если да, то, в каких формах Вы могли бы участвовать?». Те, кто не доверяет людям, превосходят доверяющих по одному показателю — по готовности работать за плату. И уступают по многим другим, например, по готовности быть членом организации, участником инициативы, работать добровольцем (безвозмездно), не получая денег за свой труд, участвовать в собраниях, конференциях, отдельных мероприятиях, помогать деньгами и пожертвованиями.

***

Приведенные выше данные интересно сопоставить с готовностью принимать помощь в тяжелой ситуации. Те, кто доверяет людям, больше готовы и принимать помощь, в том числе от незнакомых людей, побывавших в подобной ситуации, помощь сотрудников общественных организаций, участников инициативных групп, волонтеров, а также работников государственных учреждений, социальных служб.

Таким образом, ресурсы роста доверия, так необходимого для устойчивого развития и процветания нашего общества, стоит искать в ближайшем окружении людей[2], в приобретении опыта совместной деятельности, в участии в различных практиках гражданского общества: волонтерстве, деятельности добровольных объединений граждан, благотворительности, самоорганизации по месту жительства.

Взаимопомощь, совместное участие наших сограждан в таких практиках гражданского общества, как благотворительность и волонтерство, а вместе с этим сострадание, рост ответственности за ближнего своего, — это то, что поможет обществу справиться с любыми испытаниями, неизбежно поджидающими человека на его жизненном пути.

__________________________________________________________________

[1] Мерсиянова И.В., Купрейченко А.Б. Проблема оценки уровня и содержания социального доверия. В кн.: Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества. М.: Изд. Дом НИУ ВШЭ, 2013. С.42-45.

[2] Уровень доверия на близкой социальной дистанции более чем в два раза выше, чем уровень осторожного отношения – 67% против 31%. Доверие к окружающим людям очень мало зависит от социально-демографических факторов – не играют роли ни пол, ни возраст, ни образование, ни доход, ни тип населенного пункта и география проживания. Некоторое влияние оказывает материальное положение семьи, да и то только на крайние группы – у малоимущих (денег не хватает на питание) выше уровень недоверия, у самых обеспеченных (на квартиру и дом денег хватает) – выше уровень доверия.Как и в случае с доверием в целом, основной фактор влияния на уровень доверия к ближайшему окружению — мировоззрение. Чаще проявляют доверие люди с оптимистичными оценками положения дел в населенном пункте и стране, удовлетворенные жизнью в целом, ощущающие спокойную уверенность от российского гражданства.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике