Мизогиния, деменция, рак, права человека, рознь — в том числе в России — стали темами многих фильмов 70-го Берлинского международного кинофестиваля.

Кадр из фильма «Неизбранные дороги». (с) Jeong Park/Bleecker Street

Журналистка из столицы Германии Анна Лалетина посмотрела для АСИ фильмы-участники по социальной тематике.

Права человека

Самый большой блок фильмов на социальную тематику, который можно выделить, —фильмы о правах человека. Несколько из них боролись за главные награды фестиваля в основной программе. «Берлин, Александерплац» — картина, вдохновленная одноименным романом немецкого писателя Альфреда Дёблина 1929 года. Впрочем, от романа в фильме остались разве что название, имена главных героев и некоторые обстоятельства. Действие перенесено в наши дни.

Кадр из фильма «Берлин, Александерплац». (с) Stephanie Kulbach/2019 Sommerhaus/eOne Germany

Главный герой — чернокожий мигрант из Западной Африки Фрэнсис. У него небезгрешное прошлое, но он хочет стать добропорядочным человеком. Однако из-за отсутствия паспорта его не берут на легальную работу, и в итоге он становится помощником наркоторговца. Фрэнсис снова и снова тщетно пытается завязать с криминалом, попутно разочаровываясь в человечестве из-за расизма. Однако фильм заканчивается на оптимистичной ноте.

Другой фильм из основной программы — американская драма «Никогда, редко, иногда, всегда» (Never Rarely Sometimes Always) — повествует о двух девушках-подростках. Одна из них хочет прервать нежелательную беременность, однако сделать это в ее родном штате Пенсильвания не представляется возможным. Она едет в Нью-Йорк, ее сопровождает двоюродная сестра. Это фильм о безоговорочной поддержке, о сестринстве, об уязвимости женщины и ее праве принимать решения относительно своего тела. В картине нет морализаторства, а есть констатация фактов: при подготовке к съемкам режиссер и сценарист Элиза Хиттман проводила интервью с сотрудниками клиник по планированию беременности, чтобы узнать, с какими ситуациями они сталкиваются в работе. Картина «Никогда, редко, иногда, всегда» получила гран-при жюри Берлинале.

Еще одна важная картина из основной программы фестиваля — бразильская драма о рабстве «Все мертвецы» (Todos os Mortos). Время действия — конец XIX века. После ликвидации рабства в Бразилии прошло 10 лет, но его последствия по-прежнему отражаются на укладе жизни всего общества. Бывшие господа тоскуют по прошлому и не могут найти себе место в новой жизни. Бывшие слуги отчаянно хотят забыть годы унижения и порвать все связи с миром господ, но им не удается, ведь они слишком уязвимы в том числе в денежном плане. Картина заканчивается на улицах современного Сан-Паулу, что показывает: последствия рабства в Бразилии не ликвидированы до сих пор.

Кадр из фильма «Никогда, редко, иногда, всегда». (с) 2019 Courtesy of Focus Features

В картине «Богоматерь Нила» (Notre-Dame du Nil) события прошлого также показаны с целью найти истоки трагедии. История, произошедшая в 70-е годы XX века в католической школе для девочек в Руанде, предвещает геноцид народности тутси 1990-х годов. В школе, которую нам показывают, учатся дочери элиты страны, в основном это представительницы народности хуту, но есть и тутси из небогатых семей, поступающие по квоте. Настоятели школы видят неприязнь учениц друг к другу, но ничего не предпринимают. Напряжение в микрокосмосе закрытой школы приводит к взрыву. Это очень красивый и страшный фильм о политике сегрегации, колониализме, положении женщин в обществе и о том, к чему может привести бездействие. Картину показали в фестивальной программе для подростков Generation 14plus. Она получила главный приз этой секции, «Хрустального медведя».

Также в подростковой программе был украинский документальный фильм «Земля голубая, будто апельсин». Главная героиня картины, девочка-подросток Мирослава, мечтает стать видеооператором и снимает жизнь своей семьи в Донбассе, где уже пятый год не прекращаются военные действия. Периодически семья вспоминает, как пряталась от артиллерийских обстрелов в подвале. Показывают фотографии детей со школьного выпускного на фоне полуразрушенного здания. Этот «фильм о фильме» дает возможность понять, почему жители Донбасса не покидают свою родину, несмотря на опасность и разруху. Кроме того, это фильм о том, как искусство кино помогает переживать катастрофические времена.

Режиссер картины «Ассистентка» (Assistant) Китти Грин вдохновлялась событиями новейшей истории — кампанией #MeToo против сексуального насилия и домогательств. Грин взяла интервью примерно у сотни женщин, работавших ассистентками в различных кинокомпаниях, в том числе принадлежавших Харви Вайнштейну, и написала сценарий о микроагрессии и унижениях женщин в медиаиндустрии. Фильм кажется бессобытийным, но это только на поверхности. Главная героиня, молодая ассистентка в нью-йоркской кинокомпании, становится свидетельницей и невольной соучастницей эксплуатации женщин со стороны своего босса. Она стоит перед дилеммой: возмутиться и пожертвовать своей карьерой или промолчать. Это один из самых социально значимых и злободневных фильмов Берлинале. Его показали в программе Panorama.

Правам женщин посвящена и картина «Саудовская беглянка» (Saudi Runaway) из той же программы. Это документальный фильм, снятый его же главной героиней — жительницей Саудовской Аравии Муной. Она планирует побег на Запад и документирует последние месяцы в родной стране. Отец Муны не отпускает ее учиться в автошколе, удерживает у себя ее паспорт, она даже из дома не может выйти одна. Муна рассказывает, что в Саудовской Аравии нет закона о домашнем насилии, зато есть государственная программа, которая помогает отслеживать и контролировать женщин.

Побег должен состояться сразу после ее свадьбы, когда она с мужем будет за границей. Естественно, это брак не по любви, но Муна все равно испытывает муки совести, что нанесет удар по репутации мужа. Еще печальнее ей от того, что она покидает свою несчастливую в браке мать и брата, который терпит побои от отца. В конце мы слышим голосовое сообщение от матери Муны, которая хвалит дочь за смелость, и узнаем, что каждый год из Саудовской Аравии сбегают более тысячи женщин.

Кадр из фильма «Саудовская беглянка». (с) Christian Frei Film Productions

Другой документальный фильм, где речь идет о побеге от репрессивной дискриминации, — «Добро пожаловать в Чечню» (Welcome to Chechnya) американского режиссера Дэвида Франса. Франс записал разговоры с активистами Давидом Истеевым и Ольгой Барановой, которые в 2017-2018 годах помогали представителям ЛГБТ-сообщества покинуть Чечню, а затем и Россию. Среди других героев картины сами беглецы, но их имена и лица изменены ради их же безопасности. Свою личность раскрывает только Максим Лапунов — пока что единственный, кто обратился в российский суд из-за избиений и пыток в Чечне. Правда, в возбуждении уголовного дела ему было отказано. Республиканские власти не признают факт преследования представителей ЛГБТ и вообще наличие геев в регионе.

В фильме документируется отъезд Лапунова, его семьи и бойфренда из России. Это печальная картина, и не только потому что нам демонстрируют полные жестокости любительские кадры избиения геев и лесбиянок в северокавказских республиках. Не только потому что мы слышим описания пыток. Удачный побег не означает счастливый финал, ведь чувство безопасности не наступает даже вдали от родины. В эмиграции герои понимают, что потеряли прежние цели в жизни. Картину показывали в программе Panorama, где она получила приз зрительских симпатий.

Все фильмы на ЛГБТ-темы на Берлинале участвуют в параллельном конкурсе Teddy Awards. Награду «Тедди» в 2020 году получила немецкая драма «Futur Drei» (международное название No Hard Feelings — «Без обид», программа Panorama). Главный герой — выходец из семьи иранцев Парвиз. Родители приняли гомосексуальность сына и его образ жизни, но им кажется, что Парвиз не понимает, сколько лишений им пришлось вытерпеть ради него. На самом деле до душевного комфорта ему далеко. Хоть Парвиз вырос в Германии и говорит на отличном немецком, он все равно снова и снова чувствует себя чужаком. Он не ощущает себя ни иранцем, ни немцем. А еще ему кажется, что он разочаровал родителей.

Кадр из фильма «Без обид». (с) Edition Salzgeber, Junglinge Film

Фильм отчасти биографичен: режиссер сам происходит из семьи иранцев и, как и Парвиз, работал переводчиком с фарси в общежитии для мигрантов. Фильм поднимает важные вопросы идентичности, но также в нем много юмора, а местами он похож на видеоклип, так что смотреть его точно не будет скучно.

Гонконгский фильм «Дядя» (Suk Suk) также был номинирован на награду «Тедди». Мы встречаем обоих главных героев уже в пожилом возрасте. Оба много работали, чтобы обеспечить свои семьи, оба уже дедушки. Они жили так, как ждало от них общество, но никогда не были по-настоящему счастливы. Это портрет китайского общества, где гомосексуальность принято скрывать и подавлять.

Немало фильмов об ЛГБТ показывают в программе Generation для подростков. Один из них — «Алисе Жуниор» (Alice Junior). Трансгендерная девушка Алисе участвовала в модельном телешоу, ведет свой YouTube-канал, ее поддерживают папа и друзья (мама давно умерла). Но мир Алисе рушится, когда им с отцом приходится переехать в провинцию. В католической школе ее заставляют надевать униформу мальчика и называют «мертвым именем», то есть тем, что было дано ей при рождении, а не которое она выбрала сама. Звучит как завязка для тяжелой социальной драмы? Но нет, это веселый и красочный фильм, который тем не менее поднимает важные социальные проблемы.

Еще один ЛГБТ-фильм в программе Generation – «Кокон» (Kokon). В Берлине стоит жаркое лето, а 14-летняя Нора и ее старшая сестра-тинейджер Юле предоставлены сами себе. Но если Юле думает, как бы привлечь мальчика своей мечты, то Нора осознает, что засматривается на девочек. Это очень нежный фильм о взрослении, первой влюбленности и о том, что каминг-аут может быть безболезненным.

Кадр из фильма «Эмбер навсегда». (с) Story AB

Не на страданиях ЛГБТ-персоны концентрируются и создательницы документального фильма «Эмбер навсегда» (Always Amber). Их целью было показать жизнь молодых квир-людей в современном шведском обществе. Подросток Эмбер использует по отношению к себе местоимение «они» и хочет получить разрешение на операцию по удалению груди. Дело в том, что Эмбер идентифицирует себя как небинарную персону, а грудь, по их мнению, слишком сексуализируется обществом, что доставляет много неудобств. И все же главная тема этого фильма не борьба Эмбер с предрассудками общества и путь к принятию себя (с этим у Эмбер все и так в порядке), а дружба.

Жизнь в России

Помимо «Добро пожаловать в Чечню», еще несколько фильмов на этом Берлинале отражали жизнь в России. Один из них — документальная лента «Гаражане» (Garagenvolk) немецкого режиссера украинского происхождения Натальи Ефимкиной. Ефимкина в течение года снимала жителей Кольского полуострова, которые находят отдушину от будней в своих любимых гаражах. Это мир мужчин. Один из них вырыл под гаражом целый бункер высотой в пятиэтажный дом, другой репетирует со своей метал-группой, третий пишет иконы. В гаражах режиссер увидела символ эскапизма русского человека, попытку выстроить свой собственный мир, где не действуют «мафиозные структуры российской действительности» и где можно в полной мере проявить себя. Это медитативный фильм без комментариев и оценок со стороны режиссера.

Картина «Котлован» российского режиссера Андрея Грязева состоит в основном из YouTube-видео. На кадрах россияне обращаются к президенту со своими просьбами и проблемами в надежде быть услышанными. Люди с инвалидностью, живущие в доме без пандуса, многодетная мать в доме без газа, военный, чей дом затягивается плесенью, женщина, которую избивает муж и которая не находит защиты у полиции, — всё это герои фильма Грязева. Из обращений жителей России можно сделать выводы не только о проблемах страны, которые могут решаться исключительно в ручном режиме, но и о предрассудках, присущих самим обращающимся, например о гомофобии. Эта простая вроде бы идея смонтировать фильм из реальных видеообращений к Путину оказывается очень эффективной. К концу картины поднимаются темы экологии («Руки прочь от Шиеса!») и эмиграции («Сколько можно эмигрировать? Сколько можно убегать в другие страны? Это наша родина!»), и страстные речи об этом вызывают мурашки.

Кадр из фильма «Котлован». (с) Andrey Gryazev

Заболевания и инвалидность

В основной программе Берлинале показали картину британки Салли Поттер «Неизбранные дороги» (The Roads Not Taken) c Хавьером Бардемом и Эль Фаннинг в главных ролях. Герой Бардема, выходец из Мексики Лео, выпал из жизни из-за прогрессирующей деменции. Ему все сложнее говорить о своих потребностях и находить контакт с близкими. Мы проводим день с ним и его дочерью Молли, которая водит его по врачам. Лео живет только прошлым, он все время погружается в воспоминания: то выясняет отношения со своей первой любовью в Мексике, то пытается разобраться в себе на греческом острове. Окружающие тоже делают вид, что в настоящем времени Лео уже нет в живых. Это фильм о потере и о безусловной любви к человеку, который тебя уже не узнаёт.

Также в программе была немецкая картина «Сестренка» (Schwesterlein) об успешном театральном актере, умирающем от рака, и его сестре-писательнице, которая не может его отпустить. Лиза делает все, что в ее силах, чтобы вернуть Свена на сцену, а Свен, угасая день ото дня, пытается помочь ей выйти из творческого кризиса. Взаимная поддержка и любовь, может, и не творят чудеса, но помогают не потерять себя перед лицом беды.

В фильме «Надежда» (Håp) женщина в расцвете сил и зените карьеры — талантливая театральная постановщица Аня — за несколько дней до Рождества узнает об опасном рецидиве рака. Она и ее муж, роль которого исполняет шведская звезда Стеллан Скарсгард, ходят по врачам и социальным работникам, чтобы узнать, есть ли перспективы лечения и, если нет, как сообщить их многочисленным детям, что их мать умрет через несколько месяцев. Аня с горечью осознает, что из-за рождения детей и воспитания детей мужа от предыдущего брака ее собственная работа и интересы часто отодвигались на задний план, а времени наверстать упущенное, возможно, уже не будет.

Фильм «Магнат Маугли» (Mogul Mowgli) из той же программы повествует о британском рэпере пакистанского происхождения Зеде. Перед важным концертным туром он вдруг попадает в больницу, где ему сообщают, что его мышцы перестают работать и скоро он не сможет передвигаться. Есть вариант лечения, но он не гарантирует результат. Вероятно к тому же, что терапия сделает Зеда бесплодным. Вопрос наследия — центральный в картине. Зед озабочен творческим наследием: он так мало успел сделать, он еще не рассказал свою историю. Его пакистанские родственники больше озабочены грядущим бесплодием Зеда. Они не доверяют западной медицине и пытаются опробовать на нем альтернативные методы лечения. Всё это сопровождается рэпом Зеда на темы идентичности и постколониализма и видениями, в которых представлены эпизоды его семейной истории.

Кадр из фильма «Надежда». (с) Manuel Claro/Motlys

Название немецкого документального фильма «Искусство происходит из клюва по мере его роста» (Kunst kommt aus dem Schnabel wie er gewachsen ist) — цитата одной из его героинь, художницы Сузи фан Целендорф. Она любит изображать петуха в своих работах. Сузи и другие художники работают в творческой мастерской в берлинском районе Шпандау, созданной для интеграции людей с разными типами инвалидности. Главных героев четверо, все они с ментальными особенностями, один из них — Адольф — чудом избежал эвтаназии в период национал-социализма («Победа хорошего Адольфа над плохим»).

У каждого из художников свой уникальный стиль. Они получают зарплату, и их произведения выставляются в галереях и продаются. Режиссер фильма Забине Херпих поднимает вопрос, стоит ли разделять искусство на «настоящее», то есть работы людей без ментальной инвалидности, и на так называемый аутсайдер-арт? Есть ли у искусства инвалидность? Часто об аутсайдер-арте думают как о «наивном искусстве», о чем-то детском, красочном, но произведения героев этого фильма доказывают: изображено может быть что угодно и как угодно. Картины героев — не об инвалидности, она в них никак не акцентируется.

Средства на съемки этого фильма были собраны при помощи краудфандинга.

Права животных

Режиссер документальной картины «Гунда» Виктор Косаковский называет себя «возможно, первым ребенком-вегетарианцем в Советском Союзе». Он перестал есть мясо в четыре года, после того как его любимого поросенка Васю убили и приготовили на праздник. «После этого фильма употреблять мясо станет невозможным», — сообщалось в описании к «Гунде» в материалах Берлинале.

Косаковский не показывает убийство и мучения животных на скотобойнях. Его фильм — фрагменты из жизни свинки Гунды и ее новорожденных поросят на ферме в Норвегии, а также портреты коров и куриц в тот момент, когда они впервые получают возможность идти куда хотят после жизни в ограниченном пространстве. Это черно-белая картина без музыки и комментариев. По задумке Косаковского, отказ от цвета помогает сконцентрироваться на личностях животных. Задумка сработала. Фильм производит сильное впечатление, а финал — просто душераздирающий. Картина уже обзавелась множеством поклонников, среди них — один из самых знаменитых веганов Голливуда Хоакин Феникс.

 

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

«Дело Андреевой»: Елена Погребижская снимет фильм о праве женщины на самооборону

Режиссер-документалист, автор фильма «Мама, я убью тебя» о жизни детей-сирот в интернате Елена Погребижская планирует снять фильм «Дело Андреевой». Картина рассказывает о жительнице Бийска, спортсменке…