До 2019 года в России не было ни одного фонда, который бы целенаправленно помогал пострадавшим от пожаров и других стихийных бедствий. Некоторые организации эпизодически оказывали такую помощь, в их числе фонд «Предание» и «Справедливая помощь Доктора Лизы».
Между тем в 2018 году в России зафиксировано более 132 тыс. пожаров, сгорело более 34 тыс. строений. Более 7,5 тыс. человек погибло, более 45 тыс. человек спасено.
Фонд поддержки социальных программ и инициатив «Лавка радостей» решил организовать систему помощи погорельцам и в апреле 2019 года создал проект «Феникс». Этой же весной участники проекта отвозили медицинские препараты и координировали помощь на пожарах в Забайкальском крае вместе с Гринпис России. А летом «Феникс» решил отправиться в Иркутскую область, где произошло наводнение.
Что не нужно делать в первые дни после пожаров и наводнений и какую помощь передавать пострадавшим, объясняет руководитель проекта «Феникс» Анна Барне.

Нужна ли одежда
Во время чрезвычайных ситуаций пострадавшим хотят помочь люди со всей страны. Им везут все, что угодно, но не то, в чем они больше всего нуждаются. Чаще всего отправляют подержанную одежду, причем эти посылки продолжают приходить в течение нескольких месяцев — даже тогда, когда они совсем не нужны.
Например, в пострадавшем от наводнения Тулуне в Иркутской области скопилось 60 или 80 тонн одежды. Хранить ее негде. В городе, где произошла ЧС, как правило, очень мало неразрушенных, неповрежденных помещений, и на них большой спрос. Вещи начинают складывать в неподходящих для них местах — в ангарах, гаражах, иногда прямо на улице. К прочим проблемам пострадавшей территории добавляется санитарно-эпидемиологическая — кучи одежды становятся влажными, так как на складах часто протекает крыша, да и на склады вещи попадают далеко не всегда. А еще в суматохе грязные вещи смешиваются с чистыми, и многотонные кучи начинают гнить.

На самом деле одежда нужна только в первые два-три дня, потом ее уже достаточно. Дальше нужно помогать адресно, то есть присылать людям конкретные вещи под их запрос.
Поэтому в Иркутской области после наводнения мы вместе с несколькими фондами создали благотворительную прачечную. Сейчас этим проектом руководят местные НКО. Здесь одежду стирают, гладят и передают малообеспеченным. Это выглядит как бесплатный магазин.
Что на самом деле необходимо пострадавшим
- Мобильный телефон
Как ни странно, первое, в чем нуждается человек, у которого сгорел дом, — это мобильник. Первое побуждение — связаться с родными и сказать, что жив, получить моральную поддержку. - Средства гигиены
Пострадавшим нужны тазы, зубные щетки, туалетная бумага, нижнее белье, футболки, тренировочные штаны, тапочки (все это чаще всего нужно больших размеров), принадлежности для сна (постельное белье, подушки, одеяла). Возможность помыться и надеть чистую одежду сильно облегчает стресс. - «Быстрая» еда
Из продуктов нужно то, что не бьется и быстро не портится. Часто нужна бутилированная вода, потому что не всегда можно быстро найти чистую воду, особенно в сельской местности. Нужны крупы, консервы и сладости — леденцы, карамельки, потому что от стресса многим хочется сладкого. Лучше привозить еду, которую можно быстро открыть, разогреть и съесть, например, консервированные вторые блюда. Пострадавшие достают справки, бегают по инстанциям, готовить часто нет ни времени, ни возможности.
Сгорел дом. Что делать?
Часто люди после пожара сгоряча, «на адреналине» принимают серьезные решения: например, продать все, что у них осталось, взять большой кредит, переехать, изменить семейное положение.
Самый главный совет, который можно дать пострадавшим, — в первые несколько дней не принимать важных решений.
Мы создали сайт, на котором есть информация для тех, кто стал жертвой пожара, и издали брошюру «Что делать, если все сгорело«. В книжке всего 24 страницы. В ней коротко и понятно объясняется, что делать, если человек потерял дом и имущество в результате пожара, есть список вещей, которые прежде всего нужны пострадавшим от пожаров, а также советы юриста и психолога. Она будет распространяться бесплатно. Сейчас книжка выложена в интернете, ее можно скачать на сайте. Мы хотим ее издать большим тиражом и отвозить на места ЧС — раздавать людям, чтобы им было понятно, куда идти и что делать, если они вдруг лишились дома и всех вещей.

Если дом затоплен
Для пострадавших при наводнении в Иркутской области мы выпустили буклет «Как правильно просушить свой дом». Пожары и наводнения, с одной стороны, очень похожи: сразу много людей остаются без дома и вещей. Но наводнение, как ни странно, зачастую еще страшнее.
Ущерб от пожара виден сразу. Когда сгорел дом, населенный пункт, это трудно принять, но по крайней мере сразу понятно, чего уже нет. А наводнение коварно. Когда отхлынула вода, часто кажется, что дом цел и многие вещи тоже. На самом деле во многих случаях это все погибло и уже ничего нельзя спасти. Через какое-то время все начинает разваливаться, пол встает дыбом, всюду появляется грибок.
Но люди не всегда готовы с этим примириться. Психологически тяжело признать, что дома, места, где они до сих пор были в безопасности, больше нет. Люди зачастую до последнего продолжают в этом доме жить вместе с детьми, стариками, больными, отказываются оттуда уходить. Это очень страшно.
Материалы о наводнении помогал разрабатывать Константин Сарваниди, который участвовал в просушке домов после наводнения в Крымске, а также координационно-аналитический центр «Люди места» по Тулуну и Тулунскому району Иркутской области. Волонтеры раздавали буклеты в районах, пострадавших от наводнения. Также мы создали волонтерскую юридическую службу, которая помогала пострадавшим писать заявления, отвечала на несложные вопросы, разгружая тем самым сотрудников администрации.
Информация о том, как просушить дом, есть и на сайте «Феникса».

Работа с местными НКО
Если происходит ЧС, мы выезжаем на место происшествия и начинаем работать оттуда, потому что желательно присутствовать на месте или по крайней мере иметь там надежного координатора. Обязательно нужно работать с местной организацией или хотя бы с волонтерами из местных жителей. Приехавший со стороны человек воспринимается как чужак, особенно в далеких уголках нашей страны. Местные волонтеры всегда подскажут, помогут. Если ты приходишь с волонтером, которого пострадавший знает или видит, что это местный, то вызовешь гораздо больше доверия и сможешь оказать помощь.
В Иркутской области мы сотрудничали с волонтерами из Тулуна. Они давали дельные советы, мы практически образовали команду. Они продолжают там работать до сих пор, мы с ними на связи.
Из-за чего возникает пожар
Мы, конечно, проводим и профилактику пожаров. В соцсетях постоянно рассказываем, как сделать, чтобы пожаров стало меньше.
Сейчас одна из основных причин пожаров в доме — печная труба типа «сэндвич». Внутри такой трубы скапливается сажа, которая часто загорается. С кирпичными трубами такого не происходит.
Мы часто сталкиваемся с пожарами, которые произошли из-за сжигания мусора или сухой травы на участке. Люди думают, что контролируют ситуацию и не допустят пожара. Но это всего лишь иллюзия: при перемене силы и направления ветра даже подготовленный человек не всегда может справиться с огнем. Чтобы не было таких пожаров, достаточно траву скашивать, а мусор сжигать только в бочке.
Еще одна проблема — проводка. Люди часто несерьезно относятся к электрике на дачных участках. О том, чтобы приобрести огнетушитель, задумывается очень небольшое количество людей в России. Всегда думают, что именно с ними ничего плохого не случится, что пожар происходит с кем-то другим.
Мало кто страхует жилье и совершенно зря. Если дом вдруг сгорает, человек получает хотя бы какую-то сумму, с которой он может жить дальше.
Я советую следить за пожарной безопасностью и страховать свое жилье и имущество, так делают во всем мире.

Как работает «Феникс»
Обычно люди обращаются к нам сами, о программе узнают через СМИ или соцсети. Если я где-то вижу информацию, что люди пострадали от пожара, то высылаю сведения о нашей программе, даю ссылку на книгу «Что делать, если все сгорело».
Если есть необходимость, оказываем адресную помощь, например, высылаем одежду по конкретным размерам. Фонд «Лавка радостей», который создал проект, включает в себя сеть благотворительных магазинов, и у нас есть большой склад одежды. Она в основном не новая, но в хорошем состоянии. Пострадавшие от пожаров, живущие в Москве и Подмосковье, могут лично к нам приехать и подобрать одежду для себя и своей семьи. Но чаще мы все же отправляем посылки в отдаленные регионы.
Сейчас мы начали адресные сборы для пострадавших. Мы никогда и ни в какой форме не даем на руки денег, сборы ведутся на конкретные вещи, их покупает фонд, а не сами пострадавшие.
Когда к нам обращаются, мы изучаем все материалы, проверяем подлинность истории, запрашиваем справку из МЧС о пожаре, просим прислать фотографии сгоревшего имущества. К нам может обратиться любой человек, пострадавший от пожара. Единственное ограничение — мы помогаем в тех случаях, когда пожар был не более года назад, потому что иначе просто не справимся с потоком нуждающихся.
Прямо сейчас мы ведем сбор для семьи из Костромской области, пострадавшей от пожара. В этой семье пятеро приемных девочек-подростков. Они просят купить им компьютер и бытовую технику вместо тех, что сгорели при пожаре.

Проект «Феникс» получил грант Президента РФ в июле 2019 года. Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из разных регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.