Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Статьи

Должны ли НКО учитывать желания спонсоров

Большинство российских фондов постоянно нуждаются в финансировании, утверждают эксперты. Однако по статистике население охотнее жертвует деньги на детей, чем на бездомных или мигрантов. Как фондам, занимающимся «непопулярными» темами, привлечь доноров, рассказали АСИ представители ведущих НКО.

Часто некоммерческие организации вынуждены подстраиваться под предпочтения жертвователей. Донор, готовый перевести крупную сумму на лечение голубоглазого светловолосого ребенка, теоретически диктует свои правила сектору. С другой стороны, как считают сотрудники фондов, через спасение одного человека жертвователь сможет осознать важность помощи и другим людям.

«У большинства наших фондов острейшая нехватка денег, — говорит директор фонда «Нужна помощь» Анна Семенова. — И в такой ситуации они вынуждены не отказываться от спонсорской помощи. Потому что даже тот же самый голубоглазый светловолосый ребенок — пусть его придется еще поискать, он тоже нуждается в помощи. И, возможно, на него значительно проще найти деньги, но это все равно надо будет делать. И если у тебя есть простой способ получить их, это очень соблазнительно».

По словам Яны Леоновой, директора фонда «Измени одну жизнь», в истории ее организации не было случаев, когда жертвователь жестко обозначал бы цель расходования своих средств. «У нас очень четкие программы и очень понятные задачи. Если это не совпадает с потребностью человека, мы просто ориентируем его на те организации, которые отвечают его запросу, — говорит Яна Леонова. — Наши доноры — это люди или компании, которые с нами на одной волне. И для них дети — это просто дети, вне зависимости от национальности или состояния здоровья, или семьи – это просто семьи, супермногодетные или не очень, успешные с принятой точки зрения или не совсем. При этом, исходя из собственного ресурса, каждый из нас в фонде примет решение — переубеждать донора или нет».

Фото: Flickr.com/ larrentheanimator

«Например, если нежелание помогать кому-то как-то связано с расой, гендером или чем-то подобным, что противоречит нашим принципам помощи, мы стараемся вступать в диалог с жертвователем, — утверждает Мария Евдокимова, финансовый директор Автономной некоммерческой организации «Благотворительное общество «Журавлик». — Мне кажется, тут все индивидуально, зависит не только от ситуации, но и от того, в чем конкретно стоит убеждать. Мы объясняем, что придерживаемся принципа равенства. И можем предложить на выбор различные программы, которые есть на сайте, а благотворитель уже может сам выбрать».

Аналогичной тактики придерживаются и в международной благотворительной общественной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы». Ее президент Татьяна Константинова в беседе с корреспондентом АСИ рассказала: «Когда мне потенциальный донор говорит: «Нет, я вот хочу только этому и никому другому», — вообще вопросов нет. Никоим образом я не даю понять человеку, что думаю иначе, я соглашаюсь с ним. Но в то же время дальше не поддерживаю и не развиваю его мысли, а также не пытаюсь его «учить». Одновременно в любом удобном случае, при общении с этим ли человеком или кем-то другим, мы очень аккуратно рассказываем, что надо помогать разным категориям нуждающихся, чтобы доноры заметили те группы, которые вроде как неприятны им по каким-то причинам. Важно, чтобы в них увидели людей, которым также нужна помощь и поддержка».

По словам президента «Справедливой помощи Доктора Лизы», когда говорят «мигранты, бездомные», происходит расчеловечивание, к этим понятиям не прибавляется слово «люди».

«Но одновременно с этим я задаю себе вопрос: «Кто я такая, чтобы переделывать предпочтения?» Ведь я сама стараюсь помогать животным и социально незащищенным группам, но не подписана ни на один рекуррентный платеж для помощи людям с наркоманией и алкоголизмом. Это мой осознанный выбор, я считаю, его надо уважать как в себе, так и в других людях. Важно, чтобы выбор был сделан спокойно, доброжелательно и осознанно, а не под воздействием кого-то», — добавила Татьяна Константинова.

Ту же мысль продолжает Яна Леонова: «К примеру, я в свое время преимущественно жертвовала на животных, пока у меня не появился ребенок. Когда я стала мамой, у меня на первый план вышли другие ценности. В итоге я стала частью команды фонда «Измени одну жизнь», который помогает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

Фото: Flickr.com/ vilson frangaj

Как считает Анна Семенова, фондам при беседе со спонсором/жертвователем важно не забывать про свою основную миссию. Если она определена четко и понятно, то «дальше вы не ищете каких угодно денег и не вкручиваете каким-то образом в свою работу. Вы ищете деньги на конкретный проект, у вас есть четкое описание, на что вам нужны деньги: конкретные программы, формулировки».

«У донора в этом случае нет такой опции «высказывать свои хотелки». У него есть опция — выбрать из существующих программ наиболее близкую ему, — подчеркнула Анна Семенова. — Изначально, когда вы приходите к донору, у вас не должно сложиться никаких иллюзий насчет того, что у него в плане есть свободный выбор. Профессиональная организация — та, которая четко знает, что делает, и вы приносите эту компетенцию, донор получает ее и пользуется ей. Потому что без вас он бы потратил деньги, не понимая, на что именно. Вы же даете ему эту компетенцию. И ее стоит беречь и блюсти, этот так называемый статус экспертов».

По мнению Алены Азоевой, руководителя отдела по связям с общественностью Православной службы помощи «Милосердие», жертвователь может поддерживать конкретный проект, а это значит, он может выбрать конкретную категорию подопечных. А если ему все равно, то сотрудники стараются предложить проект, у которого наибольший финансовый дефицит.

«Если исходить из права каждого человека распоряжаться своими временем, средствами или представлениями о прекрасном, то для меня понятно, что НКО могут отзываться на конкретный запрос доноров, — говорит Яна Леонова. — При этом большая часть НКО настроена как раз на изменение отношения людей к тем или иным событиям, явлениям или вещам. Они меняют отношение к тому, что ребенку может быть хорошо уже только потому, что в его новой комнате в детском доме нет тараканов, или что бездомные люди всегда виноваты в том, что с ними случилось, или что когда человек уходит из жизни, ему не важно, что с ним происходит. НКО своим существованием доносят свои ценности, ту миссию, которую они реализуют, меняют отношение людей к каким-то вещам или процессам».

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике