Новости
Новости
24.04.2024
23.04.2024
18+
Колонки

ДМИТРИЙ ПОЛИКАНОВ: «Как работает бизнес: неправильно оценил риски – разорился. Почему в НКО всё должно быть по-другому?»

Начало осени совпало с каскадом тревожных новостей. Четыре благотворительных фонда с хорошей репутацией почти одновременно объявили о том, что находятся на грани закрытия. Председатель совета Форума Доноров Дмитрий Поликанов высказал собственное мнение о том, как фондам не попасть в финансовую яму.

Дмитрий Поликанов интервью
Дмитрий Поликанов. Фото: Вадим Кантор

Благотворительность, как и бизнес, – сфера риска. Наверное, почти не существует таких организаций, которые бы четко знали: на следующий год мы гарантированно будем иметь определенную сумму денег. По большому счету даже с эндаументом, который призван быть инструментом смягчения рисков, никаких фиксированных сумм тоже нет. Зависящий от каждого иноземного чиха финансовый рынок, плавающая процентная ставка, скачки курса и реальное обесценивание денег… Не угадаешь.

Всё это накладывает обязательства на менеджмент благотворительных организаций. Не случайно всё чаще говорят о неизбежном усилении профессионализма, растут, как грибы, программы обучения специалистов некоммерческих организаций, не за горами появление курсов в вузах и образовательных стандартов в этой сфере. Тот же Форум Доноров двигается именно в этом направлении. Те, кто управляет не своими деньгами, должны уметь оценивать потенциальные риски и гибко на них реагировать.

Неужели закрытие является единственной формой ответа на возникающие финансовые проблемы? А если попробовать на время сократить число пользователей услуг?Или рассмотреть возможность поэтапного введения софинансирования со стороны семей подопечных там, где это получается? И таким образом, уйти от парадигмы «дающий-берущий» к парадигме «мы вместе решаем проблему».

Или как-то оптимизировать расходы на персонал и сократить количество промо- и иных мероприятий, которые требуют порой не только денег, но времени и труда (которые есть те же деньги)? Или развивать партнерство с другими организациями, чтобы снизить часть нагрузки, объединяя ресурсы? Могу ошибаться, но по тому же БАС (боковой амиотрофический склероз) напрашивается прямое желание подключиться к создаваемой системе, которую выстраивает государство и другие крупные фонды.

Опять же никто не отменял обычный фандрайзинг и растущую грантовую поддержку со стороны государства. Да, у Фонда продовольствия «Русь» не получилось пока получить президентский грант. Но ведь если посмотреть их заявки на сайте, то там нет ни слова про растущие логистические расходы – просили-то деньги совсем на другое. Фонд «Живи сейчас» только летом получил в рамках президентского гранта около 13 млн рублей именно на поддержание системы комплексной помощи людям с БАС (а эта сумма – больше трети от декларируемого годового бюджета «выживания» фонда).

Если не хватает денег, можно наверняка отказаться от некоторых проектов развития. Это тоже частая ошибка НКО, с которой неоднократно приходилось сталкиваться в своей практике. Вот мы сейчас хотим сделать это и это. Расширимся, а деньги – потом как-нибудь найдем. А потом возникает ситуация, когда проекты еще не начали приносить плоды, а средства уже кончились. Судя по статьям, именно о развитии идет речь в отношении Фонда продовольствия «Русь»: увеличились поставки еды от компаний-производителей. Не можете их переварить? Отлично, попросите пока оставить поставки на прежнем уровне.

Отчасти возникает ощущение, что разговоры «о закрытии» это еще и маркетинговый ход. Не секрет, что давление на жалость – действенная тактика сбора средств, особенно если обозначать наиближайший горизонт «неизбежной смерти». Этим часто занимаются так называемые «токсичные» благотворители и разного рода мошенники, прикрывающиеся украденными в интернете фотографиями действительно тяжелобольных детей. Порой грешат этим и вполне порядочные фонды, не говоря уже о связанных с благотворительностью средствах массовой информации, для которых это излюбленный прием быстрой подачи сигнала прямо в мозг своей аудитории.

Но если это маркетинг и способ увеличить число рекуррентных платежей, то дорожка получается довольно скользкая. Конечно, память у людей в принципе короткая, но регулярные паникерские крики «Волки-волки» и «Шеф, усё пропало» могут отталкивать жертвователей не только от конкретных фондов, но и вызывать раздражение от сферы благотворительности в целом. Ведь доноры небольших сумм – это обычные люди: те же медсестры, продавцы, рабочие, учителя, которые по доброте душевной отрывают эти 50, 100, 500 рублей от своего и без того скромного бюджета. И у них может возникнуть резонный вопрос: а как вы так управляете нашими деньгами, что все время в дефиците и в кризисе?

Ну, и напоследок еще одна мысль: а так ли страшно, если какие-то благотворительные фонды закроются? Это же нормальный процесс в бизнесе – неправильно оценил риски, не справился с моделью, разорился, закрылся, отдал часть рынка конкурентам, через какое-то время запустил новый проект. Почему в некоммерческом секторе должно быть по-другому? Кто-то уйдет, кто-то появится, подопечных подхватит кто-то из партнеров, а если повезет, то и государство в чем-то поможет. Одновременно это будет способствовать росту профессионализации сектора. Такая уж ли страшная осень нас ждет?

От редакции: Это тот самый случай, когда действительно стоит написать: «Мнение автора может не совпадать с позицией редакции». Агентство социальной информации призывало и продолжает призывать поддерживать фонды, которые столкнулись с недостатком финансирования. 

Подписывайтесь на канал АСИ в «Яндекс.Дзен».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике