Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Статьи

Улыбаться не только губами: как бывший преподаватель математики открыла в Заполярье центр социальных услуг

Бывшая школьная учительница математики и информатики Любовь Ускова открыла в Мончегорске частную службу «Забота», оказывающую социальные услуги. Это был первый ее бизнес-проект, и за короткое время он стал делом всей ее жизни.

Фото предоставлено пресс-службой «Норникеля»

С чего начинается идея

Любовь Ускова до 1995 года работала преподавателем математики и информатики в школе, с 1995 года по 2010 годы служила в Мончегорском ГОВД и Печенгском РОВД. С 2013 года по 2015 год она была юрисконсультом в Мончегорском комплексном центре социального обслуживания населения, и потому не понаслышке знает, как живется мончегорским старикам.

До 2015 года это было единственное учреждение, которое оказывало социальные услуги населению: на дому, в условиях стационара и полустационара, а также срочные социальные услуги.

«Я столкнулась с ситуацией, когда многие пенсионеры не хотели идти за помощью в госучреждение – по разным причинам. Кто-то не хочет, чтобы люди узнали о том, что он получает помощь на дому, кому-то помощь нужна в выходные – а госуслуги по выходным получить невозможно, у кого-то были другие причины. Я сама родилась и выросла в Мончегорске. Многие мои друзья в разное время уехали за пределы Мурманской области, но их родители остались жить здесь. По разным причинам они тоже не хотели обращаться в государственную социальную службу за помощью. Вот я и подумала – почему бы мне не взять их под опеку?», — рассказывает Любовь Ускова.

К тому моменту уже вступил в силу Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», в котором была прописано, что заниматься оказанием социальных услуг могут и негосударственные поставщики.

У Любови Усковой уже был опыт взаимодействия с компанией «Норильский никель» — в 2014 году она от имени Мончегорского комплексного центра социального обслуживания населения разработала и представила на конкурс социальных проектов благотворительной программы «Мир новых возможностей» проект «Чистый город», посвященный уборке и благоустройству территорий. Он стал победителем в номинации «Полюс Севера», получив грантовую поддержку. Но это был не бизнес-проект.

В 2015 году Любовь Ускова окончила курсы «Школы социального предпринимательства», которые с 2014 года «Норникель»  организует в городах своего присутствия. Тогда было поддержано шесть социально значимых инициатив в Мончегорске и Печенгском районе, в том числе проект создания частного медицинского центра «Здоровая семья», который супруги Евгений и Елена Гребневых открыли в Заполярном в 2016 году, и проект организации социальной службы в Мончегорске, представленный по итогам учебы Любовью Усковой.

служба "Забота"
Фото предоставлено пресс-службой «Норникеля»

Самым сложным, по словам Усковой, было организовать и провести реальное маркетинговое исследование рынка социальных услуг Мончегорска. «Так как я писала проект социальной службы, аналогов которой не было на тот момент не только в городе, но и в области, мне негде было брать материал для исследования и оценки. Маркетинговое исследование проводится в процессе подготовки бизнес-проекта. Исследуется все, что связано с клиентами, деньгами, процессами оказания услуг и работы предприятия в целом. Например, ты указываешь, что на материалы необходима такая-то сумма денег. Но мало просто указать нужную сумму: в маркетинговом исследовании эта сумма должна подтверждаться счетами, предложениями, прайсами. И так по всем позициям», — поясняет Ускова.

Как работает служба «Забота»

На создание частной социальной службы, занимающейся обслуживанием граждан на дому, Любовь Ускова получила от «Норникеля» беспроцентный заем в размере 400 тыс. рублей. «Деньги я потратила на покупку оргтехники и выплату заработной платы социальному работнику. Заем я уже полностью вернула, даже раньше, чем было обозначено в графике обязательных выплат».

По ее словам, с появлением в городе частной социальной службы люди получили возможность сами выбирать, к кому обратиться за помощью в соответствии со своими потребностями.

«Сейчас в Мончегорске работают три поставщика социальных услуг: одно государственное и два негосударственных, включая мою службу. Мы, конечно же, сотрудничаем. Поскольку затрагиваются интересы наименее защищенной категории, одиноких пожилых людей и инвалидов, конкуренция здесь не всегда уместна», — поясняет Любовь Ускова.

Фото предоставлено пресс-службой «Норникеля»

Услуги «Забота» предоставляет на платной основе, но цены вполне демократичные. Так, одна из самых востребованных услуг — покупка (за счет средств получателя социальных услуг) и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов — стоит 140 рублей, помощь в приготовлении пищи – 80 рублей, кормление – тоже 80 рублей, предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход, – 125 рублей, уборка жилых помещений – 380 рублей.

«От государственного учреждения моя служба отличается гибкостью, в графике работы, в первую очередь, и в видах услуг, которые мы предоставляем. Мы стараемся учесть пожелания получателей социальных услуг, можем предоставлять услуги в выходные и праздничные дни. А юридические услуги – юридические консультации, исковые заявления и прочее – я предоставляю бесплатно», — говорит Ускова.

Улыбаться душой и сердцем

В настоящее время у службы «Забота» 12 постоянных клиентов, получающих социальное обслуживание на дому. Это инвалиды и пожилые люди. Многие из них одинокие, у многих дети живут в другом регионе. Все они признаны нуждающимися в получении социальных услуг на дому, для каждого разрабатывается индивидуальная программа. Со всеми заключены договоры, ежемесячно составляется акт выполненных услуг.

По словам Усковой, больше всего востребованы социально-бытовые услуги (покупка продуктов питания и товаров первой необходимости) и социально-юридические услуги, в первую очередь, помощь в оформлении субсидий. И здесь на подмогу приходит юридическое образование, которое есть у Любови Усковой.

Фото предоставлено пресс-службой «Норникеля»

«Как правило, мы посещаем их три раза в неделю. В основном они просят помочь убраться в доме, купить продукты, отправить письмо или телеграмму, получить рецепты у врача и принести лекарства. Иногда требуются и социально-правовые услуги, но чаще всего это оформление субсидии», — рассказывает Ускова.

Кроме того, с июня 2017 года служба предоставляет социальные услуги по организации досуга и формированию позитивных интересов 23 молодым инвалидам в условиях полустационара. Это госзаказ «Мончегорского комплексного центра социального обслуживания населения».

По мнению Любови Усковой, спектр оказываемых службой услуг достаточный, но если поступает заказ на какую-то уникальную услугу, сотрудники «Заботы» ее тарифицируют и оказывают. В планах службы — увеличить количество клиентов и как следствие – сотрудников. Сейчас в социальной службе на постоянной основе работают всего три человека: социальный работник, приглашенный высококвалифицированный специалист по организации праздников и других культурно-массовых мероприятий и сама Любовь Ускова — директор службы.

Самое главное, что за это время ей удалось выйти на самоокупаемость, вернуть «Норникелю» займ и начать зарабатывать деньги, — считает директор.

«Но поддержка «Норникеля» выражается не только в выделении денег, — уточняет Любовь Ускова. — «Норникель» оказывает нам информационную и рекламную поддержку, приглашает на различные мероприятия, в том числе за пределы региона и в полном объеме оплачивает расходы, связанные с их посещением. С предпринимателями, получившими от компании помощь, работает тренер-наставник».

Любовь довольна своей работой. «Мне нравится, что нужно всегда улыбаться. Улыбаться не только губами, а глазами, душой и сердцем. Моя работа позволяет этим пожилым людям жить в домашних условиях, а не в доме престарелых».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике