Новости
Новости
18.04.2024
17.04.2024
16.04.2024
18+
Интервью

Оценка потенциала СО НКО: как, зачем и для кого?

В конце 2015 года специалисты Некоммерческого партнерства «Информационно-аналитический центр развития гражданских инициатив» (НП «ИнА-Центр») разработали и апробировали уникальную для нашей страны методику оценки потенциала СО НКО. Работа проводилась в рамках государственного заказа Правительства Хабаровского края на проведение мониторинга результатов деятельности региональных организаций. Практическое применение методики уже принесло свои первые плоды. Подробности о проведенной работе, ее результатах и потенциальных «потребителях» корреспондент АСИ выяснял у разработчиков методики и заказчиков мониторинга.

Что такое потенциал СО НКО, в чем он выражается и зачем его оценивать?

Ирина Решта, менеджер НП «ИнА-Центр»

Фото: НП «ИнА-Центр», Татьяна Сейфи
Фото: НП «ИнА-Центр», Татьяна Сейфи

Если говорить кратко, то потенциалом СО НКО мы считаем способность организации удовлетворить запросы сообщества на решение задач, — в определенной сфере и при наличии определенных ресурсов. Среди СО НКО есть и «способные», и те, у кого необходимые способности еще недостаточно развиты. Каждая некоммерческая организация находится на определенной стадии развития: начавшие деятельность фактически с «нуля» — в зоне «старта». СО НКО, работающие над повышением своего управленческого и профессионального уровня, над «продвижением» своей организации «вовне» — в «зоне развития». Опытные организации, владеющие собственными «тиражируемыми» методиками, имеющие стратегически мыслящего, сильного руководителя, находятся на самом высоком уровне по нашей классификации, в «зоне зрелости».

По мнению экспертов, большинство СО НКО должны стремиться к переходу из «зоны старта» в «зону развития», а затем и в «зону зрелости». Но не всем это удается. Почему?

Им мешают определенные проблемы. Наша методика призвана помочь организациям «нащупать» свои слабые стороны и провести «работу над ошибками». Теперь для каждой СО НКО может быть прописана своя, индивидуальная стратегия преодоления «проблемных зон». Например, тем, кто привык жить «от гранта до гранта», решая не саму проблему в комплексе, а только ее проявления и косвенные эффекты, будет предложено поработать над стратегическим планированием и фандрайзинговой стратегией.

Как вы определяете, в какой именно зоне развития находится та или иная СО НКО? И что еще позволяет делать разработанная методика?

Павел Панин, менеджер НП «ИнА-Центр»

Фото: НП «ИнА-Центр», Татьяна Сейфи
Фото: НП «ИнА-Центр», Татьяна Сейфи

Существует обширный набор характеристик, которые позволяют определить индекс зрелости организации. Показатели, фиксирующие наличие или отсутствие той или иной характеристики, мы «свернули» в математическую формулу. Для каждого заказчика важен свой набор характеристик. Кроме того, для каждой территории актуальность определенных характеристик различается, что задает разный вес показателей зрелости.

Помимо определения проблемных зон организаций и путей выхода из этих зон, наша методика позволяет определить тех лидеров некоммерческого сектора, которые могли бы помочь коллегам повысить свой уровень, — в качестве менторов, мастеров сопровождения или даже как «отраслевые» ресурсные центры. А также — сделать выводы и прогнозы относительно их дальнейшего развития.

Расскажите о разработанной методике подробнее. Какие критерии вы берете за основу при оценке потенциала СО НКО?

Ирина Решта:

Наша работа выполнялась в рамках оценки проектов, поддержанных на конкурсе СО НКО Хабаровского края. Мы разработали экспертную систему сопровождения этого конкурса. Создана, в том числе, база данных СО НКО, потенциал которых оценивался, а также система анализа заявок и система оценки выполненных проектов. Основываясь на мнениях опрошенных экспертов, в основу замера потенциала мы заложили три блока критериев, которые метафорически назвали «Способность жить в окружении», «Способность быть профессионалом» и «Способность делать то, что люблю».

«Способность быть профессионалом» характеризует тактические способности СО НКО и ее ресурсы. Эта группа критериев показывает, насколько собственный арсенал СО НКО «укомплектован» и позволяет организации оказывать услуги, выполнять проекты и устойчиво существовать. Организация похожа на живой организм. По сути, «способность быть» — это руки организации, позволяющие выполнять работу.

«Способность жить в окружении» определяет степень «выживаемости» организации в меняющихся условиях, умение изыскивать средства, умение заранее предугадывать угрозы и «подстилать соломку», способность прийти в нужное время в нужное место. Здесь можно провести аналогию с ногами.

«Способность делать то, что люблю» характеризует стратегический потенциал СО НКО. По мнению хабаровских экспертов, это — ключевой фактор успеха СО НКО. Он определяется степенью развития управленческих навыков и стратегических способностей лидера, умением «чувствовать миссию» и следовать ей. Именно «способность делать» — это сердце организации, ее душа и голова.

Как получилось, что в Хабаровском крае возникла потребность в таком исследовании?

Татьяна Сейфи, начальник отдела по взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими организациями управления общественных связей Главного управления внутренней политики губернатора и Правительства Хабаровского края

Фото: НП «ИнА-Центр», Татьяна Сейфи
Фото: НП «ИнА-Центр», Татьяна Сейфи

Убеждение в необходимости оценить потенциал СО НКО в регионе сформировалось в ходе первых краевых конкурсов проектов СО НКО. Тогда, в 2013 году, была запущена региональная программа поддержки СО НКО. Мы понимали, что процесс ее реализации потребует постоянного мониторинга. Была предпринята попытка проанализировать данные сначала первого, потом второго конкурса, сравнить их. Были сделаны выводы: где, в какой степени, в какой социальной сфере и какими организациями (опытными или «новичками», «профильными» или «сервисными», «светскими» или созданными при религиозных организациях и т.п.) работа ведется успешно, кто из СО НКО и насколько способен решать актуальные для края проблемы. Но это была, скорее, панорама, а требовался «крупный план».

В начале 2015 года краевым правительством с учетом предложений отраслевых «социальных» министерств была разработана «дорожная карта» — «Формирование условий для расширения доступа СО НКО к предоставлению услуг в социальной сфере на территории Хабаровского края». В процессе подготовки документа стало очевидно, что без оценки возможности привлечения СО НКО к оказанию социальных услуг двигаться в правильном направлении придется «на ощупь». Нужен был детализированный и предельно реалистичный портрет СО НКО-сектора как потенциального игрока на рынке социальных услуг.

Что вам дала оценка, проведенная «ИнА-Центром»?

Исследования «ИнА-Центра», разработанная и апробированная им методика оценки потенциала СО НКО позволили проанализировать проблемные зоны социально ориентированных НКО края и сформулировать предложения, как преодолеть трудности.

В начале 2016 года на заседании Совета по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций при Правительстве Хабаровского края состоялось обсуждение результатов оценки потенциала СО НКО. Разработки «новосибирцев» оказались «верхним» слоем картины, изображающей некоммерческий сектор края. В основу этой картины лег анализ видов, объемов и содержания поддержки, которая предоставляется в крае социально ориентированным НКО, начиная с 2013 года. «Вторым слоем» стали данные проведенных в 2013-2015 годах конкурсов социальных проектов СО НКО, которые позволили оценить влияние поддержки на состояние краевого НКО-сектора.

Вы уже успели применить эти результаты на практике?

Практический результат нашего совместного с «ИнА-Центром» труда – корректировка работы двух действующих сегодня в крае ресурсных центров по поддержке деятельности СО НКО. Были расставлены акценты в содержании запланированных для НКО тренингов и семинаров по проектной культуре, уточнены стратегические направления работы «ресурсников», чтобы прицельно решать выявленные проблемы.

Кроме того, все существующие сегодня в крае возможности повышения профессиональной компетентности наших СО НКО теперь выстроены в систему, определены точки приложения имеющихся сил. Запланировано проведение межрегиональной конференции по фандрайзингу и краевого Гражданского форума. Программа обоих мероприятий формируется, в том числе, с оглядкой на результаты исследования новосибирских экспертов.

Рекомендации «ИнА-Центра» были учтены и при разработке нового положения о краевом конкурсе СО НКО для предоставления субсидий на реализацию социальных проектов. Пересмотрены критерии оценки проектов, они во многом коррелируют с критериями оценки потенциала СО НКО. Разработана трехуровневая система финансирования проектов: «малые» проекты – для НКО, находящихся в «зоне старта», «средние» и «крупные» проекты – для более опытных и «зрелых» НКО. Наконец, заинтересованным министерствам края предложены рекомендации по развитию той или иной социальной сферы с учетом потенциала «профильных» СО НКО.

Где еще может быть применена разработанная методика? Каких потенциальных заказчиков вы могли бы назвать?

Елена Малицкая, исполнительный директор НП «ИнА-Центр»

Фото: НП «ИнА-Центр», Татьяна Сейфи
Фото: НП «ИнА-Центр», Татьяна Сейфи

Оценивать потенциал СО НКО крайне важно, причем не только при определении влияния конкурсов, проводимых властью. Понимать, как повысить потенциал, способности решать социальные проблемы важно для крупного социально ответственного бизнеса. Поскольку он проводит конкурсы и иными путями поддерживает СО НКО и активных жителей в небольших городах или отдельных районах мегаполисов. Наша методика может заинтересовать и фонды, которым тоже было бы крайне полезно выяснять потенциал исполнителей проектов, понимать, какие есть проблемные зоны, и как с ними работать.

То есть заказчиками оценки потенциала СО НКО могут стать представители власти — администрации областей, городов и районов, представители бизнеса и сами НКО, в том числе фонды, организующие различные конкурсы для СО НКО. Мы готовы делиться нашими наработками и открыты к сотрудничеству. Пишите нам на inacenter@scisc.ru.

 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике