Новости
Новости
24.04.2024
23.04.2024
22.04.2024
18+
Интервью

Где у нас ответственные медиа

Что такое социальная ответственность бизнеса, вроде всем понятно. Разобрались – всего-то понадобилось 10 лет разговоров.…

Что такое социальная ответственность бизнеса, вроде всем понятно. Разобрались – всего-то понадобилось 10 лет разговоров. А про социальную ответственность СМИ — нет. То есть ее упоминают то и дело, обсуждают походя то здесь, то там. Но возьмите в руки пульт, попереключайте: сможете вы из всех каналов общественно-политического профиля выбрать стопроцентно социально ответственные или, наоборот, совершенно социально безответственные? Я нет.

Конечно, существуют уже кое-какие примеры. Однако обратите внимание, речь идет либо об отдельных программах, либо о тех или иных приоритетах канала, которые более или менее соответствуют представлениям о социальной ответственности, при наличии других приоритетов, нисколько ей не соответствующих.

Я поясню. НТВ охотно размещает социальную рекламу. Бесплатно. Это социально ответственное поведение? Да, без вопросов (ведь законодательство «О рекламе» лишь констатирует, что телеканалы могут соцрекламу размещать в пределах пяти процентов годового рекламного объема). Но при этом НТВ с пионерским рвением и явным удовольствием участвует в широкомасштабной операции устрашения некоммерческих организаций по всей стране. Вроде, только подзабылось, как с милицией выпроваживали НТВ-шников из офисов НКО в первую волну массовых проверок, и вот, пожалуйста: НТВ участвует в казачьем налете на Общество защиты прав потребителей. Это социально ответственное поведение?

Вот Общественное телевидение. У него рейтинг растет, много интересных программ появилось, и если в начале ОТР обвиняли в некоторой тенденциозности, теперь и в журналистской среде, и среди экспертов говорят о том, что канал движется в правильном направлении. Информация подается более объективно, нам предлагают разные точки зрения. Не только журналистов и специалистов — канал предоставляет слово гражданским активистам, лидерам НКО, благотворительных организаций. Финансовые проблемы все эти успехи могут перечеркнуть. Поразительно, но в самом начале, когда решали, за счет каких средств будет существовать и развиваться ОТР, говорили даже о том, что он может зарабатывать, например, за счет платного размещения социальной рекламы! Слава богу, здравый смысл возобладал, и по этому пути не пошли – социальная реклама размещается ОТР безвозмездно… Только на что ему жить, все еще не понятно.

СМИ, сознательно и последовательно придерживающихся принципов социальной ответственности во всей своей деятельности, сделавших это неотъемлемой частью своей информационной политики и стратегии развития, у нас пока нет. Зато есть те, кто уже во многих аспектах ведет себя как социально ответственное медиа.

Социальная ответственность СМИ складывается из целого ряда показателей. Насколько правдива информация, распространяемая СМИ? Оно продвигает точку зрения владельца, какой-то социальной группы или, действительно, стремится к максимальной объективности? Аудитория ему доверяет? Вопрос, может быть, наивный, но не праздный: у нас 60% населения считают, что СМИ постоянно врут. Опять-таки вопрос профессионализма, но, с точки зрения зрительской (читательской) аудитории – это аспект социальной ответственности. Насколько распространяемая информация соответствует запросам общества? Какой вклад вносит СМИ в развитие общества — она вредит ему или, наоборот, благотворно на него влияет? И если да, то каким образом? И т.д. и т.п.

По производству сериалов Россия вышла на первое место. На нашем телевидении это самый массовый тип программ. Нас научили любить сериалы – вне всякого сомнения, это заслуга телеканалов, предлагающих нам ежедневно одну и ту же пошлую сериальную жвачку, бытовые склоки звезд, агрессию и насилие. Никто не предлагает выкинуть их за это из эфира. Мы понимаем, что не всё одной краской: там грандиозный благотворительный марафон прошел, здесь социальную рекламу показали, сделали сюжет про то, как люди сами решают свои проблемы. И эти проблески внушают надежду, что со временем общий фон будет меняться. Но почему тогда один неосторожный опрос – это почти приговор тем, кто так долго и разнообразно говорил с нами о том, что для нас в самом деле важно?

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике