Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Интервью

РУСТЕМ МАКСУДОВ: чем больше детей окажутся за решеткой, тем больше будет преступников…

25 марта 2004 года в Таганроге открылся первый в современной России специализированный суд, рассматривающий уголовные и гражданские суда с участием несовершеннолетних. Введение ювенальных судов предусматривает ФЗ «О внесении изменений в Закон «О судебной системе РФ», принятый в первом чтении в феврале 2002 года. Согласно документу, уголовные, гражданские и административные дела, в которых хотя бы один из участников — несовершеннолетний, должны рассматривать специализированные суды. Однако закон так и не был принят. Сегодня экспериментальные площадки, на которых применяются ювенальные технологии, действуют в Петербурге, Волгоградской, Саратовской и Липецкой областях. О том, что такое ювенальные технологии и как они развиваются в нашей стране, корреспонденту Агентства социальной информации рассказал президент Межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» Рустем Максудов.

 

— В основе ювенальной юстиции лежит применение не карательных, а воспитательных мер в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушениеи находящихся в трудной жизненной ситуации. Судьи, которые рассматривают дела с участием детей, могут направлять дела на программы восстановительного правосудия, например, медиацию (примирение жертвы и правонарушителя). В основе ювенальной юстиции во многих странах лежит участие общественности, на плечи которой и должна, на мой взгляд, ложиться основная работа с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Именно позитивное социальное окружение, а не специалисты должны решать, кто будет опекать ребенка, помогают восстановиться в школе и приобрести новые навыки, избавиться от агрессивности или зависимости от людей, которые привлекли ребенка к совершению противоправных действий. Общественности могут помогать психологи, социальные работники и другие специалисты.

С чего началось внедрение ювенальных технологий в России?

— Мы не используем термин «ювенальные технологии». В нашей стране суды для несовершеннолетних существовали с 1910 по 1918 год. Их внедрили юрист Петр Люблинский, криминалист Иван Фойницкий и их сторонники, которых заинтересовал опыт работы судов для несовершеннолетних на Западе. В Москве, Петербурге, Харькове и других городах появились мировые судьи, рассматривающие дела детей и подростков, которых полицейские ловили на кражах, находили в трактирах и притонах, на вокзалах. Как правило, это были дети из малообеспеченных семей. Например, ребенок занимался бродяжничеством, посещал трактиры, играл в азартные игры, прогуливал школу, родителей же его судьба не интересовала. Вместе с судьями работали попечители, которые выполняли функции социальных работников. Попечитель рассказывал о неблагополучном ребенке судье, тот помогал обустроиться ему в жизни. Чаще всего детей опекали и воспитывали (сегодня это называется «социальное сопровождение»), но могли поместить в приюты, учрежденные общественными организациями. Так, в Москве существовал приют для девочек-правонарушителей, который курировало Общество любителей книги. Воспитатели присматривали за ними и обучали грамотности. С 1918 года делами подростков-правонарушителей стали заниматься комиссии до делам несовершеннолетних…

В 90-х годах XX века Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа» совместно с Благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН) реализовывал проекты по работе с несовершеннолетними правонарушителями. Наш центр до сих пор занимается восстановительным правосудием. Мы помогаем создавать в регионах команды, которые работают по программам восстановительного правосудия (медиация с жертвами правонарушителя, «круги сообществ» и «семейные» конференции). Главное при таком подходе — примирение ребенка с жертвой и заглаживание причиненного вреда. Социальным сопровождением детей группы риска и их семей занимается Благотворительный фонд «НАН». К ребенку с девиантным поведением прикрепляется социальный работник, который опекает его до той поры, пока это необходимо. Он помогает ребенку социализироваться, например, вернуться в школу.

Хватает ли сегодня таких специалистов?

— Их немного. Наши эксперты знакомят с программами восстановительного правосудия сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних в регионах, школьных учителей и других специалистов, работающих с детьми. В 2011 году нам удалось совершить около 15 поездок в разные регионы. Недавно в Чебоксарах знакомили педагогов с методикой «круги сообществ». Эта форма принятия решений в сложных конфликтных ситуациях, в которые вовлечено большое количество людей (до 50 человек). Например, если в классе есть изгой или дети, которые борются за лидерство. Проводить «круги сообществ» могут не только взрослые, но и дети. Также мы организуем школьные службы примирения. Они работают в Москве, Пермском крае и т. д. На сайте опубликованы статьи о применении программ восстановительного правосудия. Мы поддерживаем создание региональных ассоциаций медиаторов и социальных работников. Ее члены проводят супервизии (метод подготовки и повышения квалификации начинающих специалистов более опытными), обсуждают с коллегами стратегии применения восстановительных практик…

Почему к несовершеннолетним правонарушителям нужен особый подход?

— Уголовное правосудие основывается на принципе, что правонарушитель должен понести наказание. Это основная форма реагирования на преступление. Предполагается, что виновный совершил правонарушение осознанно. При этом наказание должно соответствовать противоправному деянию. Но огромное количество преступлений вырастает из неразрешенных конфликтов. Современная юридическая практика не учитывает социальную и психологическую сторону деяний. У правонарушителей может быть желание, но не быть возможности загладить нанесенный вред, так как за них все делают адвокаты. В ХХ веке, по словам норвежского криминолога и писателя Нильса Кристи, конфликты между людьми стали «собственностью» юристов. Если преступление совершено, важно, чтобы нанесенный вред был заглажен. Например, подросток, совершивший кражу, может сделать ремонт в доме потерпевшего, потрудиться на его даче или подработать летом, чтобы возместить нанесенный урон. Это важнее, чем отправить человека в места лишения свободы. Данный принцип использовался в традиционных практиках реагирования на преступления у всех народов мира. Так поступали и на Руси. Цель такого реагирования — обеспечить, чтобы несовершеннолетний правонарушитель отвечал за свое поведение и нес за него ответственность. При этом подростки не приравнены к взрослым. Особенность французской модели ювенальной юстиции в том, что судья занимается не только правонарушителями, но и детьми, попавшими в социально опасные ситуации еще до совершения противоправного деяния. Он может помочь ребенку и как представитель правосудия, и как социальный работник. И может учитывать это при вынесении решения. Например, прекратить дело за примирением сторон, смягчить наказание. Важно применять такие технологии в отношении детей, так как попадая в места лишения свободы, они приобретают криминальный опыт. Соответственно, чем больше детей попадет в места лишения свободы, тем больше у нас будет преступников.

Сообщая об изъятии ребенка органами опеки из семьи СМИ порой пишут, что это — результат внедрения ювенальной юстиции. Почему некоторые родители видят в ювенальной юстиции угрозу разрушения семьи?

— Как правило, они попадают под влияние тех, кто не понимает сути ювенальной юстиции. Чтобы в ней разобраться, надо изучать историю. Обвинять кого-то проще всего. Детей отбирают органы опеки, а идеи ювенальной юстиции направлены на то, чтобы помочь детям. Надо разобраться в каждой ситуации, чтобы понять, какая помощь нужна семье. Для этого социальные работники проводят диагностику обстановки, в который находится ребенок в школе и в семье, оценивают его психологическое состояние, анализируют эту информацию и принимают решение о видах поддержки.

В некоторых случаях, если родители не принимают помощь специалистов, ребенка надо изъять из семьи. Но к проблемным семьям нужен особый подход. Многие не могут решить свои проблемы без посторонней помощи. А у социальных работников прежде всего должно быть желание работать с кризисными семьями. Также они должны владеть техниками работы с такими семьями…

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике