Новости
Новости
24.04.2024
23.04.2024
18+
Интервью

МАРИЯ МОРОЗОВА: общество не хочет признавать, что будущее — это старость

1 октября во всем мире отмечается Международный день пожилых людей. Решение ввести эту дату в 1991 году приняла Генеральная Ассамблея ООН с целью привлечения внимания к роли пожилых людей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни общества. По данным Министерства труда и социальной защиты, сегодня в России проживает более 33 млн граждан пожилого возраста. И динамика роста численности населения старше трудоспособного возраста постоянно растет.

О том, кто они – современные пожилые люди, в чем нуждаются и какая поддержка им необходима, в интервью Агентству социальной информации рассказала генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Мария Морозова.

Мария Андреевна, в последнее время все чаще можно услышать термин «активное долголетие», «активный пенсионер». На Ваш взгляд, что включают эти понятия?

– Я думаю, что активный пенсионер или просто человек зрелого возраста — это человек, который ощущает, что он живет достойной жизнью, несет ответственность за свою жизнь и распоряжается ею. Он ощущает свои возможности и готов их реализовывать. Это человек, который всегда открыт для новых знаний, готов учиться, развиваться, при этом также готов делиться собственными знаниями, опытом. Когда можно сказать, что зрелые годы – это не старость, а действительно активное долголетие, когда пожилой человек продолжает ставить перед собой новые задачи.

В чем нуждаются современные пожилые люди? Чего им не хватает?

– Современные пожилые люди, в первую очередь, нуждаются в общении. Известно, что первопричиной многих проблем людей старшего возраста является изолированность, одиночество и отсутствие возможности общаться с людьми. К сожалению, в России преобладает культ молодости, и вся индустрия развлечений, окружающая среда, транспорт, общественные места заточены под молодых. Это сильно ограничивает возможность пожилых людей находиться среди общества. Невольно это выталкивает людей зрелого возраста на обочину жизни и «заключает» в свои квартиры, где они уже не имеют возможности как-то социализироваться. Часто из этого проистекают депрессия, неверие в свои силы, ощущение «я сам мало, что могу сделать».

Общество однозначно говорит этим людям: «Вы уже никому не нужны и ничего не можете, вы нам не интересны, вы не живете, а доживаете». Даже сильные люди поддаются этому посылу и начинают испытывать комплексы, смиряются с тем, что действительно не в том возрасте, чтобы иметь возможность куда-то ходить, на что-то претендовать, иметь жизненные планы.

Как в таком случае можно решить проблему изоляции и вытеснения пожилых из общества?

– Наверное, здесь важна роль гражданского общества, инициативных групп, добровольцев, СМИ. Образ пожилого человека в нашем культурном, информационном и медийном пространстве, с моей точки зрения, представлен слабо. Если мы посмотрим на героев современных фильмов, сериалов, где есть персонажи пожилого возраста, то в основном это комические персонажи — немного фрики, городские сумасшедшие, по-своему, может быть, симпатичные. К ним всегда снисходительно-пренебрежительно-комическое отношение.

Это веяния именно последнего времени?

— Так было не всегда! Были потрясающие фильмы, книги, спектакли, где пожилой человек был представлен совершенно другим. Например, спектакль МХАТа «Соло для часов с боем», где играли все великие мхатовские старики. Есть замечательные фильмы «Монолог», «Послесловие», «Белые росы», телеспектакль «Дальше тишина», грузинский фильм «Отец солдата». А потом что-то поменялось. Молодое поколение стало отвергать все то, что связано с пожилыми. Пожилые становятся изгоями, маргиналами, второстепенными членами общества.

С помощью чего, на Ваш взгляд, можно изменить такое восприятие, «переписать» образ?

— Нужно проводить конкурсы социальной рекламы, связанной с темой старшего поколения. Должен быть государственный заказ на такую социальную рекламу, чтобы в конкурсе участвовали серьезные творческие коллективы, создавались действительно запоминающиеся, эмоциональные ролики, постеры, макеты для печатных СМИ, которые бы эмоционально и глубоко воздействовали на людей. Конечно, очень важны публикации, чтобы опыт, историческая память людей старшего поколения не уходила вместе с ними. В конечном счете, из этого и состоит подлинная история нашей страны.

Почему, на Ваш взгляд, сейчас сложилась такая ситуация, что пожилым уделяется так мало внимания со стороны бизнеса, НКО, СМИ? Ведь если взять, например, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, то им помогают практически все.

– Я думаю, это связано с тем, что эмоционально общество воспринимает детей как будущее. Конечно, дети придут на смену нашему поколению и будут продолжать жить в нашем обществе. Но если говорить о каждом конкретном человеке, то парадокс заключается в том, что мы детьми уже никогда не станем, большинство из нас состарится.

Почему общество не хочет смотреть в это зеркало, можно понять. Получается некоторый замкнутый круг. Мы видим, как живут пожилые люди сегодня, ужасаемся и говорим, что мы не хотим такой старости, скорее всего, с нами такого не случится. Это иллюзия. Если мы не будем ничего делать, бежать от этой темы, то ровно такая же история произойдет и с нами. Наше будущее – это старость.

Если люди посмотрят на это с этой точки зрения, то возникнет следующий вопрос: хотим ли мы жить такой старостью, чувствовать себя людьми второго сорта, чтобы к нам так же относились врачи, внуки, прохожие на улице? Как только это будет осознано, я думаю, что-то начнет меняться.

В последнее время в регионах стали появляться программы и проекты, направленные на вовлечение пожилых в активную общественную жизнь, организацию их досуга, поддержку. Какие из них Вы могли бы назвать уникальными и подлежащими тиражированию?

– Меня радует, что в последнее время появляется все больше социально значимых проектов, когда пожилые люди не просто объединяются, чтобы провести вместе время, но и для того, чтобы сделать что-то полезное для местного сообщества. Это говорит о том, что в этой группе населения формируется гражданское ответственное поведение.

Например, это может быть объединение пожилых, которое агитирует соседей на украшение двора, создание детской площадки. Бывают добровольческие проекты, когда люди организуют добровольные пожарные дружины и даже обучают правилам безопасности своих односельчан или людей из других деревень. Это проекты типа «обучившись сами, обучим другого».

Например, проект «Юридические клиники» в Ивановской области. Там молодые добровольцы-юристы консультируют пожилых людей по определенным вопросам, которые типичны для этого возраста (вопросы наследства, пенсионного обеспечения, получения каких-то льгот, пособий). Многие пожилые, разобравшись в этих вопросах, начинают обучать своих сверстников, сами становятся консультантами.

А каких программ, на Ваш взгляд не хватает? Ведь по последним данным, население России, как и многих европейских стран, стремительно стареет. Что еще необходимо сделать государству, общественности, чтобы улучшить жизнь пожилых?

– Я считаю, что не стоит забывать о поддержке родственников пожилых людей. Сейчас все больше нагрузки ложится на среднее поколение, которое ухаживает за своими пожилыми родственниками.

К сожалению, долголетие нередко протекает на фоне какой-либо хронической болезни. Так, болезнь Альцгеймера и ряд других называют заболеваниями XXI века. Многие эксперты говорят, что это расплата человечества за увеличившуюся продолжительность жизни. Уход за такими людьми требует и психологической поддержки, и просто каких-то навыков по уходу за пожилыми людьми, во многих странах это сопровождается еще и материальной поддержкой. У нас, к сожалению, нет никакой поддержки таких родственников.

Достаточно молодые, работающие люди вдруг оказываются лицом к лицу с необходимостью полностью взять на себя уход за очень уязвимым и беспомощным пожилым человеком. Они вынуждены уходить на полставки, увольняться с работы, нанимать сиделку, в любом случае это финансовые издержки. А ведь еще необходимо заботиться о своих детях.

Есть даже такое выражение – «женщина-сэндвич». Имеется в виду, что в течение жизни она со всех сторон обложена зависящими от нее людьми, которые требуют ухода. Она всю жизнь себе не принадлежит. На себя у нее времени не остается. Самое ужасное, что в преклонном возрасте такие женщины остаются одни: их мужья, как правило, уходят раньше, и не факт, что дети живут рядом. Это огромная проблема, государство тоже должно об этом задуматься.

9-10 октября в России впервые пройдет Национальная конференция по старению, которую организует Фонд Тимченко при поддержке Минтруда и Общественной палаты РФ. Задачей конференции является поиск возможностей и партнерств для разработки Национальной стратегии по старению. Каково ваше видение этой стратегии?

– По составу участников конференция международная – более 35 зарубежных экспертов. Мы относительно недавно вышли из общего прошлого — очень интересно посмотреть, чему мы можем поучиться у соседей, а они у нас, каким опытом поделиться и что учесть. Это будет межсекторная площадка по обмену опытом, заинтересованного разговора на тему старения.

Когда мы говорим о Национальной стратегии по старению, то речь идет не о каком-то конкретном документе — скорее, это наше общественное понимание, основанное во многом на опыте других стран и на том, что без комплексного подхода к проблеме старения очень сложно изменить к лучшему положение пожилых людей. Это свод связанных между собой элементов политики в области поддержки старшего поколения. Участниками и ответственными за реализацию этих действий должны быть различные ведомства и негосударственные структуры. Не стоит зацикливаться на бумажной версии стратегии, сначала нужен общественный запрос. Общественная палата, НКО, благотворительные фонды должны объединиться для того, чтобы понять, что нужно сделать в России, чтобы такая стратегия у нас появилась.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике