Новости
Новости
17.04.2024
16.04.2024
15.04.2024
18+
Интервью

Проекты года. МАРИЯ ЧЕРТОК: к нам приходит всемирный праздник благотворительности #ЩедрыйВторник

Агентство социальной информации продолжает серию публикаций о новых проектах некоммерческого сектора, которые, по мнению редакции, станут знаковыми инициативами для сектора в 2016 году. В Россию приходит благотворительная инициатива #GivingTuesday, получившая русское название #ЩедрыйBторник. Организатором проекта в России выступает Фонд поддержки и развития филантропии «КАФ». О том, каким будет #ЩедрыйBторник в нашей стране, рассказывает директор CAF Россия Мария Черток.

Общественная инициатива #ЩедрыйВторник (#GivingTuesday) родилась в 2012 году и уже получила распространение в 68 странах мира. В этот день миллионы последователей инициативы совершают самые разные действия в пользу благотворительных организаций и размещают информацию об этом в социальных сетях, на сайте акции и в других медиа.

В этот день приветствуются любые благотворительные действия – помощь или просьба о помощи, сбор пожертвований, благодарность донорам, информирование о какой-то проблеме, организация интересных фандрайзинговых и волонтерских событий, флешмобов — всего, что способствует развитию культуры благотворительности и вовлечению людей в благотворительность.

К инициативе может присоединиться любой желающий. Формат участия тоже можно выбрать любой, как и способ кому-то помочь. Особенностью проведения #ЩедрогоBторника является активное его освещение, то есть нужно не просто что-то сделать, но и рассказать об этом.

Щедрый вторник

Почему #ЩедрыйBторник настолько популярен во всем мире, что привлекает к нему людей?

Мне кажется, что через эту популярность проявляется некое новое свойство культуры благотворительности. Это такая демократизация благотворительности, когда за счет развития интернета, социальных сетей, доступных средств электронных платежей приходит понимание, что благотворительностью может заняться каждый. Если 30 лет назад считалось, что благотворительность – это удел богатых, то сейчас уже не надо никому доказывать, что благотворительность – дело для всех.

Участвовать в #ЩедромBторнике могут все. Цены «входа» нет никакой, формы участия самые разные – от сложных акций, требующих проработки, бюджета, участия многих людей, до элементарного использования хештега, чтобы обозначить, что человек поддерживает #ЩедрыйВторник. Например, уместна запись «вчера я помог бездомным собакам». Важно еще и то, что общую атмосферу благотворительности в этот день организации могут и должны использовать в своих целях – привлекать средства на свои проекты, рассказывать о своих достижениях и пр. Получается, что общие усилия по продвижению #ЩедрогоBторника идут на пользу каждому партнеру, а усилия каждого помогают всему сектору.

Одна из особенностей #ЩедрогоBторника — призыв не просто сделать что-то хорошее, но и рассказать об этом в соцсетях. Зачем это нужно?

Действительно, нас интересуют две вещи: с одной стороны, какое-то реальное дело, а с другой – рассказ об этом. Часто люди скромничают и не сообщают о том, что участвуют в благотворительности. В #ЩедрыйBторник есть возможность за счет общей информационной волны не стесняться и всем рассказать о своем участии в благотворительности. Мы исходим из того, что важным фактором вовлечения новых участников являются рекомендации и живой пример друзей и коллег. Поэтому нам так важно, чтобы люди начали больше рассказывать о своем участии, а наша задача — придумать для этого простые и приятные инструменты.

Какие идеи проведения #GivingTuesday в других странах вам понравились и запомнились?

Например, в Лондоне компания Arriva, которая занимает большую долю в автобусных перевозках, была очень активным участником #ЩедрогоBторника. В это день по городу ездил двухэтажный автобус, раскрашенный символикой #ЩедрогоBторника.В автобусе ездили сотрудники компании и благотворительных организаций, которые участвуют в корпоративной программе пожертвований, знакомились, общались, и на каждой остановке происходило какое-то действие, связанное с #ЩедрымBторником и благотворительностью. Все это создавало в городе атмосферу праздника.

Щедрый вторник 5

Руководитель одной из организаций в Эдинбурге нарядился в розовую балетную пачку и предлагал прохожим станцевать за пожертвование. Этим он вдохновил и развеселил прохожих, а его фотографии широко разошлись в соцсетях.

#TwinkleToesCEO

Для вовлечения в продвижение #ЩедрогоBторника «звезд» придумана технология unselfie, когда звезды вместо того, чтобы рассказывать в соцсети о себе (размещать селфи), говорят о некоммерческих организациях, которым они помогают (размещают фото тех, кому помогли), и таким образом личным примером вдохновляют своих фанатов и поклонников. Мы хотели бы использовать эту технологию и в России, тем более что у нас уже довольно много НКО, которым системно и преданно помогают деятели искусства и другие узнаваемые персоны.

Один из примеров unselfie в рамках #GivingTuesday
Один из примеров unselfie в рамках #GivingTuesday

Главное, чтобы всё, что будет происходить в #ЩедрыйBторник, было приятно, интересно, привлекательно, весело. Не обязательно в этот день собирать деньги. Можно что-то отдавать – проводить бесплатные уроки для детей, бесплатно пускать в кино или в театр. #ЩедрыйBторник — это акция для всех. Она может хорошо пойти в школах, университетах, учреждениях культуры. У всех есть ресурс, которым можно делиться, а не только что-то просить. Этот момент мне кажется очень важным, потому что щедрость — это не только то, что мы ожидаем от других, но и то, что каждый может проявить сам.

Инициатива #Giving Tuesday показывает в разных странах хорошие финансовые результаты. Размеры пожертвований в этот день увеличиваются на 50-800% по сравнению с другими вторниками года. Как скоро можно ожидать такого эффекта от проведения кампании?

Нам лучше всего известен опыт Великобритании. Они проводили #ЩедрыйBторник два года подряд — в 2014 и 2015 годах. Уже в 2014 году результаты были очень хорошие –это и топ-позиции в социальных сетях, на десятки процентов увеличение объемов пожертвований. Они ставили цель привлечь 500 партнеров, а привлекли в первый год более 850-ти. То есть все показатели оказались перевыполненными. На второй год все показатели удвоились относительно первого года.

Я надеюсь, что уже по первому году станет понятно, насколько эта инициатива имеет право на жизнь в России, насколько она может быть здесь успешной. Очень многое зависит от активности сектора. Успех, конечно, нельзя мерить только деньгами, хотя финансовый результат очень важен, и мы будем стремиться его измерить.

Щедрый вторник 2

Как некоммерческий сектор может использовать этот день для вовлечения новых людей в благотворительность?

Нам бы, конечно, очень хотелось, чтобы в рамках этой кампании речь шла не просто о благотворительности, а о более вдумчивом подходе к ней, именно о поддержке некоммерческих организаций. Но мы прекрасно понимаем, что это слишком сложный месседж для первого раза. Для первого года идея будет самая простая – «сделай что-то хорошее, расскажи об этом».

Я думаю, что очень важно, чтобы эта кампания реализовывалась через очень понятный, простой и свежий язык. Очень часто некоммерческие организации говорят на каком-то своем языке, не очень понятном людям. И мы очень надеемся на то, что вовлеченность в #ЩедрыйBторник даст некоммерческим организациям возможность попробовать говорить с людьми немного проще и понятнее.

Для некоммерческих организаций это, несомненно, возможность повысить свою узнаваемость, укрепить репутацию, отношения со своими сторонниками и расширить их число. Это также возможность собрать деньги. Думаю, что само планирование участия в #ЩедромBторнике — это хороший обучающий момент, возможность поучиться новому, открыть для себя возможность коммуникаций через социальные сети, наладить отношения с местными СМИ. Мы будем проводить вебинары, создавать методические материалы для того, чтобы НКО было проще участвовать.

Giving Tuesday 2

Такая кампания, как #ЩедрыйBторник, может способствовать объединению сектора?

Мне хотелось бы, чтобы #ЩедрыйBторник стал платформой для консолидации сектора, возможностью выразить общее устремление, потому что эта кампания направлена на укрепление имиджа сектора, рост понимания того, чем он занимается, построение доверия. В общем, наши обычные задачи, которые мы уже много лет стремимся коллективно решать.

Какие возможности дает кампания #ЩедрыйBторник бизнесу и обычным гражданам? Почему им стоит присоединиться к инициативе?

Для коммерческих компаний это еще один повод для коммуникации о благотворительной деятельности, социальной ответственности со своими стейкхолдерами: партнерами, сотрудниками, клиентами, со СМИ и вообще с широкой публикой. В этот день можно сделать что-то яркое, слегка выходящее за обычные корпоративные рамки. Надеюсь, для этого будет подходящая атмосфера.

По опыту других стран, компании очень активно используют эту возможность, тем более что она совпадает с началом новогоднего сезона, можно подводить итоги года, рассказывать о новых инициативах, проводить предновогодние акции с сотрудниками и т.д. Для компаний мы тоже будем создавать разные методические материалы, сборник кейсов, будем активно продвигать эту идею в корпоративной среде. Мы будем рады проконсультировать, подать идеи в индивидуальном порядке. Мы уже рассказывали компаниям о #ЩедромBторнике на нескольких мероприятиях и получили очень позитивную реакцию, которая дает нам повод рассчитывать на их активное участие.

Для людей #ЩедрыйBторник — это поддерживающая среда для добрых дел. Появляется возможность рассказать об этом, привлечь своих друзей, членов семьи, коллег, поскольку в этот день будет «не стыдно» говорить о своей благотворительности. А для тех, кто никогда ею не занимался, но хотел бы, надеюсь, этот день станет стимулом попробовать и поможет найти свой путь.

Щедрый вторник 4

Сейчас «КАФ» ищет партнеров для проведения кампании в России. Кто может ими стать?

Мы уже собрали небольшую рабочую группу, в которую вошли наши давние партнеры, единомышленники, организации, которые имеют опыт в проведении информационных кампаний. В частности, это членские организации, которые объединяют много других организаций — Форум Доноров, Благотворительное собрание «Все вместе» и Ассоциация фандрайзеров.

Мы хотим, чтобы все партнеры были разные – от крупных организаций до самых маленьких, московские, региональные, коммерческие и некоммерческие, школы, университеты, музеи, кинотеатры. Это могут быть просто инициативные группы граждан. Абсолютно все могут в этом участвовать.

Все участники #ЩедрогоBторника смогут стать партнерами. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте кампании, который мы запустим к лету.

Какими ресурсами CAF Россия готов поделиться со своими партнерами?

Как организаторы кампании в России мы будем создавать и размещать на сайте поддерживающие ресурсы и инструменты, для того чтобы организациям было проще участвовать. Это будут методические материалы, баннеры, открытки, образцы пресс-релизов и презентаций, которые можно использовать в своей коммуникации без больших затрат. Все это российские участники смогут без труда использовать.

Сейчас мы разрабатываем детали информационной кампании, ее основой станет интернет и соцсети. Мы собираемся привлекать СМИ, работать с массовыми изданиями, с теми, кого читает, смотрит, слушает население. Будет и рекламная часть — в соцсетях, СМИ, наружная реклама.

Каким вы видите #ЩедрыйBторник в России, который наступит 29 ноября?

Мне бы хотелось, чтобы в России #ЩедрыйBторник стимулировал идею личного фандрайзинга. Признаки того, что эта культура зарождается, есть, но они пока маленькие. В принципе, каждый человек может помочь некоммерческой организации через сбор денег. Например, сварить варенье на продажу, провести благотворительную экскурсию по городу и т.д.

Хотелось бы также видеть побольше спонсорства участия в спортивных мероприятиях. Все это интересно, вовлекает много людей, расширяет круг участников за счет друзей, членов семьи — тех людей, которым мы доверяем, с которыми мы можем спокойно, не стесняясь, говорить о своем участии в благотворительности. Эти деньги сейчас крайне необходимы некоммерческим организациям.

А вообще хотелось бы, чтобы #ЩедрыйBторник сравнился по популярности и охвату с «Ночью музеев», например, или с Днем святого Валентина.

Giving Tuesday

#ЩедрыйBторник проводится всего один раз в году. Достаточно ли этого, чтобы изменить общественное сознание и вовлечь людей в благотворительность?

Конечно же, недостаточно. Это импульс, еще один вклад в ту ежедневную работу множества некоммерческих организаций, которые давно этим занимаются. Пожалуй, ничего настолько масштабного раньше не было. В 2006 году в России проходил Год благотворительности, и он был на тот момент очень удачным хотя бы потому, что он сильно изменил отношение СМИ к благотворительности. Но с тех пор прошло уже 10 лет, и можно уже сделать следующий шаг.

Нам нравится идея одного дня еще и потому, что сделать короткое усилие гораздо проще, чем длинное. В этот день, когда все сливаются в этом порыве #ЩедрогоBторника, надеемся, что информационная волна будет очень высокая, а потом у нас будет возможность рассказывать о результатах и тем самым готовить почву для кампании следующего года. С одной стороны, да, это один день, с другой стороны, есть довольно длительный период подготовки, входа в кампанию, затем выход из кампании. Поэтому мы говорим реально о нескольких месяцах довольно плотной работы. И поскольку это ежегодное событие, надеюсь, его охват и популярность будет из года в год все больше.

Как вы для себя определяете успешную благотворительность в современных условиях?

Для меня важна культура благотворительности, которая существует в обществе. Мне бы хотелось, чтобы частью этой культуры стало доверие к некоммерческим организациям, поддержка их работы, а не просто помощь нищему на улице (хотя и это тоже выражение готовности к взаимопомощи). Для этого и придуман #ЩедрыйBторник — для развития культуры благотворительности. Вторник настолько же хорош, как и любой другой день. Есть представление, что надо начинать что-то новое с понедельника. Но те, кто в понедельник не начал заниматься благотворительностью, могут начать это делать во вторник, 29 ноября!

Фото предоставлено CAF Россия

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике