Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Интервью

Исследователи и общественные деятели — о культуре старости в России и за рубежом

В Москве состоялась IV Национальная конференция «Общество для всех возрастов», темой которой в 2016 году стала культура старости. Правда ли, что в России после выхода на пенсию женщины проводят время на дачах и огородах, а мужчины в гаражах? Эксперты сходятся во мнении, что «культ молодости», 1991 год, увеличение продолжительности жизни наложили отпечаток на условия и традиции формирования культуры старости в России.

На фоне традиционных представлений, бытующих в обществе о старшем возрасте, мы наблюдаем сегодня и новые тенденции – например, все больше пожилых стремятся получить образование, исполнить мечту молодости.

Что представляет собой культура старости в разных странах, какой она становится и может стать в нашей стране, какими могут быть индивидуальные стратегии старения? Российские и зарубежные исследователи, телеведущие, общественные деятели обсудили в рамках ежегодной конференции феномен культуры старости и его место в культуре всего общества.

Разрушительное влияние культа молодости

Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко

Мария Морозова

Чуть более 20 лет назад в России произошел радикальный слом всей культуры общественных отношений. Если в течение этого периода обсуждались и формировались актуальные для современного российского общества культура детства, культура взросления, то с культурой старения и старости этого пока не произошло. Наверное, особо разрушительное действие оказали культ молодости и культ денег.

Мы видим ежегодный пик интереса к пожилым в мае, когда вспоминают о немногочисленных ветеранах войны. Информационный всплеск обычно связан с пенсиями и пенсионными реформами, социальной защитой и здравоохранением.

К сожалению, практически не затрагиваются на системном уровне вопросы о том, что пожилые люди — важнейший ресурс для общества. Практически не показана история страны и уроки жизни, раскрытые через судьбы пожилых людей, семейные и межпоколенческие отношения. Индивидуальные стратегии старения и просвещение, направленное на то, чтобы жизнь в этом возрасте была максимально активной и самодостаточной. К сожалению, мы мало слышим, как меняется у нас в стране портрет пожилого человека, каким он станет в будущем, как нужно нам всем это заранее учитывать.

Скорее всего, это вызвано несколькими факторами. В первую очередь, традиционным отношением государственной социальной системы к человеку как к объекту помощи и заботы. Отношение с ним как с партнером и субъектом жизни только сейчас начинает формироваться.

С другой стороны, работая с этой темой почти шесть лет, мы чувствуем происходящие изменения. Нам кажется, что в российском обществе происходит осознание важности темы старения. Растет активность самих пожилых людей. Появляется больше общественных и благотворительных инициатив, публикаций в СМИ, в социальной сфере идет поиск новых подходов, у бизнеса растет интерес к услугам для пожилых людей.

Стареют наши политические и интеллектуальные элиты. В этот возраст входят люди с другим жизненным опытом и другим менталитетом. Молодые люди, наблюдая за старением родных, пытаются сделать их жизнь более интересной и достойной. И при этом не могут не задумываться о своей будущей жизни в этом возрасте.

Масштаб этого явления все более осознается нашим государством, особенно в условиях бюджетного дефицита, больше полагаясь на ресурс самого общества. Если происходят эти объективные изменения, то будет меняться и культура старости.

О женщине в бордовом пальто с лабрадором

Алекс Дубас, писатель, теле- и радиоведущий

Алекс Дубас

Часто приходится слышать, что в России нет культуры старости. Но каждый вкладывает в эту фразу что-то свое. Термин «культура» обобщает в себе много понятий и включает систему человеческих взаимоотношений, привычных видов деятельности, национальных традиций, окружающей среды, государственного устройства в том числе. Почему важно говорить о культуре применительно к старости? Потому что качество жизни ближе к старости больше зависит от существующих систем, чем в детстве и работоспособном возрасте. В России действительно активно обсуждается культура детства, культура взросления. По большому счету для пожилых ничего подобного не наблюдается.

Давайте проговорим несколько понятий применительно к старости. Во-первых, это доступ к необходимой медицинской помощи и уходу. Постоянно в лентах новостей, эфире радио и телеканалов сообщают о медицинских открытиях. Но как сделать так, чтобы это было доступно?

Второй момент – отсутствие дискриминации по возрасту.

Доступная благоприятная среда — тоже важная история. Как и возможность непрерывного развития и самореализации. Иными словами, наличие осмысленности существования.

Все вышеперечисленные проблемы системные. Их нельзя решить указом или приказом сверху. Это горизонтальная система взаимосвязей. Она будет работать, только если каждый из ее участников поймет, зачем он это делает. И не будет задаваться вопросом, нужны ли старики обществу.

До начала конференции я наблюдал такую картину: из подъезда выехала на велосипеде женщина лет 65 в бордовом пальто и с ней бежала рядом собака-лабрадор. Утренняя прогулка. Это было невероятно красиво. Набережная, женщина уверенно управляет велосипедом, собака. Меня порадовала эта картинка. Стереотипы о старости меняются.

Когда поколение 90-х доживет до старости…

Пьер Кристиан Броше, издатель, коллекционер, телеведущий

Пьер Кристиан Броше

Летом я был во Франции и увидел достаточно любопытные вещи, которые происходят с пожилыми людьми. 80-летние женщины и мужчины водят машину. Когда я звоню своей маме, а ей уже 80, она говорит мне, что бежит то на йогу, то на занятия испанским языком, то собирается к парикмахеру. Она постоянно занята. Я задумался, что люди, которые живут во Франции, — это поколение 80-летних, которые и создали во Франции революцию в 1968 году.

Когда я вернулся в Москву, я вдруг понял, что здесь возраст 55+ — это поколение эпохи 1991 года. Создавая эту революцию, вы одновременно создали культ денег и молодости. Таким образом, когда я сейчас общаюсь с друзьями, которым по 55-60 лет, я вижу, что они начинают думать о том, что завтра-послезавтра будут как старики, которых мы ежедневно видим на улице.

Люди сегодня в силе создать новое отношение к старости.

На открытии выставок в Третьяковской галерее, Пушкинском музее я всегда встречаюсь с людьми 65+. А на открытии выставок современного искусства я вижу только молодежь. Зато если вы побываете на открытии в Лондоне или Париже, то увидите много богатых пожилых людей. Это говорит о том, что у них есть отношения с культурой, социальные связи, общение с молодежью, чтобы ощущать себя молодым. Я чувствую, что и в России все будет сильно меняться в ближайшие годы.

Мы готовы признавать трудовые заслуги. И только

Виталий Куренной, профессор, руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ

Виталий Куренной

Как историку культуры, мне кажется, мы имеем дело с наложением двух типов очень неблагоприятных факторов. С одной стороны, советская цивилизация, которая была авангардом и устремлена вперед. Она не ценила традицию. В этом смысле там не находилось место старости. С другой стороны, современная рыночная культура, которая ориентирована на молодежь.

Прошлая, единственная модель, которая предоставляла старикам пространство в культуре, — это советская модель ветеранства. Фактически единственный культурный образец, который предполагал признание, положение в обществе людей старшего возраста, уходит, он не был ничем замещен.

В нашей культуре, если мы говорим о культуре старости, вообще не найдена ниша для некой традиционности. Люди старшего возраста – это все-таки носители традиций. И какая-то значимая, тиражируемая культурная модель здесь не обнаружена. Переход к постсоветскому периоду только усиливает эту тенденцию.

Однако старость находит свое место. Люди старшего возраста проводят время на дачах, огородах, садах. Люди, вышедшие на пенсию, превращают время своей жизни в какой-то смысл. И это является критической проблемой. Судя по всему, в нашем обществе, к сожалению, осмысленным продолжает быть существование, которое связано с системой признания в рамках трудовых коллективов, системы признания государственных моделей – ветеранство, система льгот. И с этим надо считаться.

Женщины находят себя в старости лучше, чем мужчины. Есть пространство двора, где они гуляют вместе с детьми, для них существует тема заботы о внуках. Устройство нашей культуры таково, что, к сожалению, мужчины исключены из этой сферы, и это очень большая проблема. Критически важно не просто поднимать тему культуры старости, но и находить те модели, образцы, которые являются работающими.

На самом деле население не стареет, а молодеет

Сергей Щербов, заместитель директора программы «Население мира» Международного института прикладного системного анализа, директор Международной лаборатории демографии и человеческого капитала РАНХиГС

Сергей Щербов

ООН считает, что человек 65 лет и старше – пожилой. Допустим, житель Европы отмечает свое 60-летие. Наверное, сегодня это уже не старый, а человек средних лет. Потому что 90% людей доживают до этого возраста. А 200 лет назад таких было только 20-25% населения. Наш обычный хронологический возраст не полностью определяет человека, он не смотрит в будущее. Он определяет только, сколько человек прожил.

С американскими учеными мы ввели новое понятие – «перспективный возраст». Почему так важно смотреть, сколько человеку предстоит прожить? Потому что многие решения, которые мы принимаем, зависят от нашего представления о том, сколько лет мы еще можем прожить. Например, было немыслимо, чтобы сто лет назад человек в возрасте 50 лет поступал в вуз, в 60 лет защищал диссертацию, покупал дом в 70 лет. Люди живут дольше, и они знают, сколько в среднем проживут. Перспективный возраст смотрит немного в будущее, стандартизирует прожитое число лет.

60-летний сегодня аналогичен 43-летнему человеку 200 лет назад. И наоборот. 60-летний 200 лет назад — это 73-летний сегодня.

Мы можем учесть продолжительность жизни (ожидаемая продолжительность жизни после выхода на пенсию – 15 лет). Как только мы это сделаем, то увидим, что на самом деле население не стареет, а молодеет.

«Безвременно скончался»

Татьяна Богуславская, генеральный директор Гериатрического центра «Шогам», Министерство здравоохранения Государства Израиль

Татьяна Богуславская

В последние годы в Израиле мы наблюдаем волну судебных исков, которые подают в связи с дискриминацией по возрастному признаку. Одна из нашумевших историй была связан с тем, что компания решила прервать контракт с моделью на основании того, что ее возраст не соответствует тенденции. Она подала в суд, но компания предпочла все закрыть мирным соглашением, так как была уверена, что суд примет решение не в их пользу. На сегодняшний день модель продолжает работать с этой компанией, и она получила денежную компенсацию.

Эта история послужила примером другим людям, которые могут подавать в суд и требовать компенсации на основании дискриминации по возрасту. При приему на работу сотрудников запрещено задавать вопрос о возрасте. Претендент на место не указывает своего возраста в анкете, его возраст не фигурирует нигде. И если он не получил должность, он может опротестовать решение комиссии только на основании того, что ему был задан вопрос, сколько вам лет или в каком году вы закончили университет.

Посмотрите на косметическую промышленность. Тенденция меняется. Замечательный пример – Изабелла Росселлини. Она была и остается лицом Lancôme. Сейчас ей 64 года.

Возраст человека не определяется возрастом в паспорте и не зависит от того, как он выглядит. А зависит от того, как человек функционирует, насколько оптимистичен в своем взгляде на жизнь, полон энергии. Президент Израиля Шимон Перес в 92 года мог дать фору любому молодому человеку по своей энергии, интересу к новому и желанию менять мир. Кстати, когда ему было 90 лет, он попросил членов своей семьи, чтобы на его могиле была написана только одна фраза: «Безвременно скончался».

Сегодня старость неправильно ассоциируется с бедностью и болезнями. Они не только удел старости. Сегодня мы видим большую группу людей, у которых есть материальные возможности, интерес и необходимость развиваться личностно и даже менять профессию. Видим 75-летних людей, которые идут в университеты, чтобы наконец-то сделать то, что они не могли себе позволить в молодости. Потому что тогда им нужно было зарабатывать деньги, ставить на ноги детей. А сейчас они изучают историю, киноискусство, получают права на управление самолетами.

Обучение – очень важный процесс, который позволяет тренировать память и другие когнитивные функции. Обучение позволяет чувствовать себя пожилому человеку наравне с молодыми в освоении новых технологий, часто — воплотить в жизнь свою мечту.

Это большое счастье — состариться. Не каждому оно дано. У нас есть хорошие шансы дожить до 90 лет. И тогда каждый из нас захочет, чтобы с нами считались. Поэтому давайте уже сегодня мы начнем прислушиваться к пожилым и будем помнить, что даже если человек не знает, какой сегодня день и кто президент, он может сказать, что ему холодно и что он хочет яичницу на завтрак. Но для этого его кто-то должен спросить.

Фартуки, носочки, тапочки

Баян Ахметжанова, президент общественного объединения «Ардагер» (Республика Казахстан)

Баян Ахметжанова

Что мы дарим пожилым людям? Платочки, фартуки, носочки, тапочки. Разве в этом можно выйти куда-нибудь? Нет! Это отношение нашего общества к пожилым людям. Не важно где – дома или в больнице. Если мы хотим изменить отношение к людям пожилого возраста, надо менять наши подарки. Давайте дарить бальные платья, парфюм, туристические путевки!

Если говорить о Казахстане, то у нас всегда было трепетное отношение к семье. Бабушка в детстве мне говорила: «Если ты хоть раз перейдешь дорогу пожилому человеку, ты мне не друг». Наверное, мы росли на маленьких благословениях от пожилых.
У нас в автобусе уступают место пожилым людям. Я говорю: «Когда вам уступили, никто вам не обязан. Эти дети вам ничего не должны. Но, пожалуйста, пожелайте им доброго дня. Не скупитесь на благословение, это то, на чем растет наша молодежь».

В наших степях есть незыблемое правило, которое иногда пытаются не исполнять. Если есть хоть один сын, родители живут с сыном. Если несколько сыновей, родители живут с младшим. Если есть сыновья, но родители выбирают дочь, про нее говорят, что она сирота. Потому что мужчины не смогли обеспечить безопасность пожилым людям. И к ним относятся плохо. Но если родители живут с младшим сыном и не важно, что он младший, этот дом считается самым старшим. Откуда бы ни приехали люди, они идут в этот дом поздороваться.

Если у нас делают свадьбы, то пожилые люди первые начинают праздник. Первые благословляют молодежь.

Каждой женщине, которая у нас в Казахстане идет в шубе, надо просто низко поклониться. Она воспитала достойных детей. У нас всем пожилым людям покупают шубы дети. Мама, избалованная вниманием детей, может сказать: «Я не пойду в гости, там все подруги в шубах, а я что?». И дети идут покупать ей шубу. Нельзя, чтобы среди подруг она выглядела некрасиво.

Моей мамы уже три года нет. Но любой праздник мои братья начинают с меня. Для них я теперь самая старшая. Они приезжают с детьми. Этот принцип «старший — младшему» у нас сохраняется из поколения в поколение. Первое воспитание начинается в семье.

Фото: Фонд Тимченко/Александра Кириллина

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике