Новости
Новости
29.03.2024
28.03.2024
27.03.2024
18+
Статьи

«Алло, мы вас слушаем»: как работает горячая линия помощи пожилым

Три года назад заработал всероссийский телефон горячей линии помощи пожилым. Люди старшего возраста из самых разных городов России могут позвонить по номеру 8-985-862-95-02 и описать свою проблему, попросить совета и просто выговориться. За это время горячая линия приняла 5,7 тыс. обращений, а 850 волонтеров помогли пожилым решить их проблемы.

Фото: flickr.com / Martin Cathrae

Кто организаторы?

Телефон горячей линии информационной и социально-бытовой помощи пожилым людям 8-985-862-95-02 начал работу в марте 2013 года при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Организатор проекта — АНО «Студио-Диалог», партнер по реализации – Благотворительный фонд «Старость в радость».

«Чаще всего мы имеем возможность помогать только домам престарелых, но при этом в фонд поступают звонки от одиноких бабушек, которым нужна постоянная или разовая помощь. Для этого мы решили организовать отдельную горячую линию», — говорит директор фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина.

Ежедневно по рабочим дням с 10.00 до 18.00 (мск) координаторы горячей линии принимают звонки от пожилых людей и их родственников из всех регионов России. Звонок платный, по тарифу вашего оператора телефонной связи. Все поступившие звонки обрабатываются, и запрос о конкретной помощи направляется в партнерские организации, благотворительные фонды, фонды местных сообществ, волонтерские объединения при храмах, школах, в профильные социальные службы по месту жительства. Операторы горячей линии вникнут в проблемы пожилых, предложат написать свою историю, присоединиться к клубам для пожилых людей в их регионе, а при необходимости привлекут к помощи волонтеров.

Координатор горячей линии Лидия Амеличева за работой
Координатор горячей линии Лидия Амеличева за работой

«Мы поддерживаем горячую линию для пожилых уже три года, и у нас есть серьезные основания для оказания этому проекту долгосрочной поддержки», — говорит Вадим Самородов, руководитель программы «Старшее поколение» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

В экспертном сообществе, связанном с работой с пожилыми людьми, известно, что фонд не предоставляет прямую помощь, а сотрудничает с активистами и профессионалами, которые предлагают собственные уникальные модели помощи, имеющие потенциал к дальнейшему тиражированию и устойчивой самостоятельности.

«Наибольшую ценность для нас представляют проекты, нацеленные на создание инфраструктуры, способной развивать такую деятельность в регионах. Горячая линия помощи пожилым и создает инфраструктуру добровольческой активности в отношении нуждающихся пожилых людей, а также систему взаимосвязи и коммуникаций (включающую как неформальные инициативные группы, так и НКО, и государственные учреждения), работающую почти во всех регионах страны, когда практически каждому пожилому человеку, позвонившему на линию, предлагается вариант поддержки и отслеживается результат», — поясняет Вадим Самородов.

С 2014 года работу горячей линии также поддерживает Фонд Владимира Смирнова.

С какими просьбами обращаются?

С каждым годом число обращений на горячую линию увеличивается, как и число получателей адресной помощи, и число добровольцев, привлеченных к помощи. Если в 2013 году поступило 1644 звонка, то в 2015 году уже 2100. Всего за три года работы горячая линия приняла 5,7 тыс. обращений. Адресную социально-бытовую помощь от 850 волонтеров получили 3895 пожилых.

Обращения можно разделить на несколько категорий. Как рассказали организаторы проекта, 40% составляют просьбы предоставить разного рода информацию, в частности, адреса и телефоны социальных, медицинских и культурных учреждений, досуговых клубов, НКО, благотворительных фондов и волонтерских групп, которые оказывают помощь пожилым в конкретных городах и регионах, бесплатных юридических служб и т.п.

Волонтеры чинят крышу по просьбе бабушки, позвонившейна горячую линию
Волонтеры чинят крышу по просьбе бабушки, позвонившей на горячую линию

Просьбы о социально-бытовой помощи — уборка, мытье окон, готовка, доставка продуктов и лекарств, обучение работе с компьютером, посещения в больнице, сопровождение в поликлинику, мелкий ремонт мебели и бытовой техники, работы по огороду, доставка дров и пр. — составляют 11% обращений.

Просьбы о материальной помощи — 17% обращений. Денежная помощь, как правило, не оказывается. Но волонтеры за свой счет или при поддержке фонда «Старость в радость» и Фонда Владимира Смирнова покупают нуждающимся лекарства, средства по уходу за лежачими больными (памперсы, одноразовые простыни, гигиенические средства), продуктовые наборы, мелкую бытовую технику, одежду и обувь, иногда оплачивают коммунальные платежи, погашают кредиты.

Пожилые хотят быть услышанными

Среди тех, кто обращается на горячую линию, немало пожилых людей, которые хотят поделиться воспоминаниями о своей жизни. Для таких подопечных действует проект «Наша летопись». Бабушки и дедушки рассказывают, где и как они жили, что ели и как готовили, что делали в свободное время, как учились и как воспитывали детей. И, конечно, как на их жизни отражались события, которые происходили в нашей стране, в частности, Великая Отечественная война.

Нина Миновна Листопад, одна из героинь проекта "Наша летопись": "Оказывается, у этого немца, Шляпки, поломался радиоприемник. А отец у меня радиолюбитель, еще в детстве собрал свой радиоприемник. Хорошо разбирался в этом, и люди сказали, что он сможет отремонтировать. И вот он чинил ему приемник. «Он не знакомый, у меня руки дрожат, не могу ничего сообразить». Но потом он все-таки разобрался в этом приемнике, починил, тот стал работать. Тогда немцы его посадили за стол, предложили шнапс, а он не пьет. Они показывают на ружье - убьем, если не будешь пить. Он одну рюмку выпил, другую и еле-еле добрался домой".
Нина Миновна Листопад, одна из героинь проекта «Наша летопись»: «Оказывается, у этого немца, Шляпки, поломался радиоприемник. А отец у меня радиолюбитель, еще в детстве собрал свой радиоприемник. Хорошо разбирался в этом, и люди сказали, что он сможет отремонтировать. И вот он чинил ему приемник. «Он не знакомый, у меня руки дрожат, не могу ничего сообразить». Но потом он все-таки разобрался в этом приемнике, починил, тот стал работать. Тогда немцы его посадили за стол, предложили шнапс, а он не пьет. Они показывают на ружье — убьем, если не будешь пить. Он одну рюмку выпил, другую и еле-еле добрался домой».

Воспоминания и рассказы о жизни людей старшего поколения, записанные самими пожилыми людьми или их детьми, внуками, волонтерами, организаторы проекта «Наша летопись» просят отправлять по адресу: Москва, 119146, а/я 21 или по электронной почте nashaletopis@gmail.com. Кроме того, к пожилым могут направить корреспондента, который сделает аудиозапись истории их жизни для последующего использования в радиопрограммах из цикла «Адреса милосердия».

Координаторы горячей линии выделяют также категорию людей, которым одиноко и кто испытывает недостаток общения. Такие абоненты часто становятся постоянными и звонят регулярно, не высказывая никаких других просьб, кроме общения.

На горячую линию поступают и звонки с предложением помощи: люди хотят стать волонтерами, принести подарки для пациентов домов престарелых, перечислить пожертвование.

Совместными усилиями

У каждого обратившегося на горячую линию координатор выясняет имя, фамилию и отчество, возраст, место жительства, его жизненные обстоятельства (с кем человек живет, есть ли у него родные и близкие, посещает ли его социальный работник), в какой конкретно помощи он нуждается. Все эти данные координатор фиксирует в таблице.

Если позвонившему требуется информационная помощь, например, координаты благотворительных фондов, помогающих пожилым, или телефон центра соцзащиты, координатор сообщает их (он ведет базу данных таких ресурсов).

Если человеку требуется социально-бытовая помощь волонтеров, координатор вырабатывает алгоритм помощи в зависимости от проблемы и региона. Это налаживание связи с фондами местных сообществ, профильными региональными НКО, региональными волонтерскими группами БФ «Старость в радость», соцработниками и отделениями социальной защиты населения, приходскими общинами при храмах, «тимуровскими отрядами» в школах, клубами и кружками по месту жительства и т.д. Проблема решается путем привлечения волонтеров и организаций по месту жительства бабушки или дедушки, в том числе при помощи социальных сетей. Например, в Facebook и «ВКонтакте» для привлечения внимания к нуждам пожилых людей работает группа «Мы помогаем».

Реальная помощь обратившемуся – это результат совместных усилий координатора горячей линии, волонтеров на местах и благотворительных фондов, подчеркивают организаторы.

Мария Семеновна Шинкаренко - одна из героинь проекта "Наша летопись". Родилась в Курской области, поселок Чернянка. Прошла через лагерь Освенцим. После окончания ВОВ поступила в вечернюю школу, окончила ее, потом курсы машинисток. В 1947-м году вышла замуж, родила дочь. В 1953 году приехала в Москву. Десять лет проработала на железной дороге, потом в Министерстве обороны. "День Победы отмечали всегда на Красной площади, тогда салютов не было, прожекторами освещали. Водила туда и свою дочь. Жизнь налаживалась".
Мария Семеновна Шинкаренко — одна из героинь проекта «Наша летопись». Родилась в Курской области, поселок Чернянка. Прошла через лагерь Освенцим. После окончания войны поступила в вечернюю школу, окончила ее, обучалась на курсах машинисток. В 1947 году вышла замуж, родила дочь. В 1953 году приехала в Москву. Десять лет проработала на железной дороге, потом в Министерстве обороны. «День Победы отмечали всегда на Красной площади, тогда салютов не было, прожекторами освещали. Водила туда и свою дочь. Жизнь налаживалась».

Первая и единственная в России линия

Пока в масштабах России этот телефон горячей линии – единственный подобный ресурс для пожилых людей, где им не только предоставят конкретную информацию, но внимательно выслушают без лимита времени.

«Работа, проводимая координаторами горячей линии, является индивидуальной, так как порой даже для первичного выявления комплекса проблем обратившегося пожилого человека требуется очень много времени и терпения. Этот телефон, не являясь телефоном психологической помощи, по сути выполняет и функцию психологической разгрузки, дает многим пенсионерам так необходимого им доброжелательного собеседника, и для некоторых это общение с координатором является единственной связующей нитью с социумом, единственным подтверждением того, что они еще кому-то нужны», — говорит директор некоммерческой организации «Студио-Диалог», руководитель радиопроекта «Адреса милосердия» Анна Белокрыльцева.

На прямой связи

«Бабушка Нина Александровна из Москвы обратилась с необычной просьбой – свозить ее на кладбище на могилу дочери. Чтобы найти волонтера, живущего недалеко от бабушки и с машиной, мы сделали объявление в социальных сетях, а откликнувшихся людей пригласили на собеседование», — рассказывает координатор горячей линии Лидия Амеличева.

В ходе собеседования желающие стать волонтерами заполняют анкету – в ней самые простые вопросы о возрасте, профессии, семейном положении, месте проживания, контактах, ресурсах (сколько часов может человек уделять времени в неделю или в месяц, какую помощь готов оказывать и т.д.). Кроме этой информации, важно личное общение с человеком, чтобы оценить его коммуникативные навыки, мотивы и избежать возможных проблем. У тех, кто прошел собеседование, обязательно просят копию паспорта.

«Так мы нашли девушку Ирину, которая и помогла бабушке из Кузьминок навестить могилу дочери в Митино. Нина Александровна почти не ходит, и невозможность навещать могилу во много раз усиливала ее горе», — говорит Лидия Амеличева.

По такому же сценарию развивалась и ситуация с бабушкой Эддой Петровной. Волонтер Женя, найденная с помощью социальной сети и прошедшая анкетирование и отбор, возила бабушку в Сергиев Посад – сначала на обследование, а потом на глазную операцию, которую помог сделать Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Благодаря общим усилиям у бабушки сейчас нет проблем со зрением.

Марию Ивановну из Смоленской области, обратившуюся на горячую линию два года назад, волонтеры регулярно навещают, даже когда она лежит в больнице, и стараются помогать. Благодаря собранным в группе проекта «Мы помогаем» в Facebook средствам, они обеспечили бабушку дровами на прошлую зиму.

Бабушка Маша
Бабушка Маша

С просьбой помочь средствами по уходу лежачей бабушке из Тамбовской области обратилась ее дочка, проживающая в Псковской области. С помощью тамбовского центра социальной помощи «Опека» волонтеры нашли поставщика необходимых средств, который осуществил доставку памперсов непосредственно бабушке в отдаленное село.

Маргарите Ивановне из Москвы, участнице проекта «Наша летопись», волонтеры устроили незабываемый культпоход — они сходили вместе в театр на «Жизель». Девочек, сопровождавших бабушку на спектакль, координатор нашел в гимназии, где развиты традиции «тимуровского движения».

Маргарита Ивановна в театре
Маргарита Ивановна в театре

Горячая линия ищет поддержку

Горячая линия нуждается в волонтерах в регионах, готовых выполнять просьбы пожилых людей. Кроме того, нужны финансовые средства, необходимые для выполнения просьб пожилых людей. Не лишней будет и поддержка региональных СМИ для распространения информации о номере телефона горячей линии.

Свою помощь можно предложить координатору горячей линии по телефону 8-985-862-95-02. Звонок на горячую линию платный по тарифу вашего оператора телефонной связи.

«Конечно, добровольческая система не в состоянии работать с точностью часового механизма. Основная сложность реализации подобных некоммерческих инициатив заключается в слишком большой зависимости от конкретных лидеров и человеческого фактора в целом. Поэтому развитие проекта мы видим в усилении менеджерской составляющей и подключении большего числа профессиональных инфраструктурных организаций, имеющих опыт в такой работе», — говорит руководитель программы «Старшее поколение» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Вадим Самородов.

По его словам, предполагается расширять использование современных коммуникационных технологий, позволяющих вести клиентские базы данных и создавать систему переадресации в реальном времени. «Техническое развитие проекта было нашим основным требованием при предоставлении финансирования в этом году. Мы надеемся, что к следующему году у этой действительно важной и востребованной инициативы появятся перспективы для расширения и профессионализации», — отмечает представитель Фонда Тимченко.

Фото: flickr.com/Martin Cathrae, nashaletopis.ru/Мария Алексеева, new.vk.com/club50238916

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике