Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Интервью

«Услышь меня»: что нужно услышать о новом фильме о жизни глухих и слышащих

Кросс-медиа кампания в поддержку неслышащих людей #УСЛЫШЬМЕНЯ началась в апреле 2016 года. В центре кампании – одноименный фильм. В преддверии его федеральной премьеры, которая состоится 25 сентября, в Международный день глухих, Агентство социальной информации поговорило с генеральным продюсером и режиссером фильма Никитой Тихоновым-Рау и режиссером-постановщиком и креативным продюсером Ольгой Арлаускас о том, как с помощью фильма можно повлиять на жизнь глухих и слабослышащих людей в России, почему для создателей фильма это во многом личная история и станет ли социальная кампания на такую непростую тему «вирусной».

Ольга, Никита, что отличает ваш фильм от других киноработ о неслышащих людях?

Ольга:

Посмотрев фильмы, снятые про глухих людей, на меня напала какая-то тоска, потому что в них все время одна и та же история: как сложно вытягивать речь, как сложно жить неслышащему человеку, как сложно сурдопереводчикам, как сложно дефектологам. Картинка на экране всегда такая кабинетно-медицинская. Нам показалось, в этом фильме обязательно надо показать объем и контрапункт, чтобы глухие люди не были на экране вечными пациентами, над которыми нужно проводить какие-то манипуляции и только. Хотелось показать этих людей в совершенно разных проявлениях.

Никита: Если говорить о том, что мы делаем, на профессиональном языке, то это называется импакт-продюсирование через документальное кино. Мы не придумали этот формат, это лучшая мировая практика, которую мы приживляем на российской территории.

Импакт – что это?

Ольга:Импакт

– это качественное изменение среды, в которой мы существуем, которое происходит за счет изменений в законодательстве, образовании, общественном мнении и разных сферах жизни. Для того чтобы этого добиться, и создан наш фильм, который попадет на стол к чиновнику, будет показываться на больших экранах и в небольших киноклубах, обсуждаться на лекциях, семинарах, в социальных сетях.

А как именно фильм повлияет на качественное изменение среды?

Никита:

Конечно, мы не можем заменить собой всё, в том числе работу крупнейших некоммерческих организаций, государства и общества, но мы создаём…

Ольга: Повод пообщаться.

Никита: … инструмент, для того чтобы дальше работали именно эти институции, сферы жизни и части общества. То есть в момент, когда в рабочую группу по реальному изменению законодательства войдёт, например, руководитель ВОГ Валерий Рухледев, эффект уже будет достигнут. И важно, чтобы прежде, чем реально что-то делать, законотворцы сели за стол и посмотрели кино, потому что для них это возможность в концентрированном виде в течение полутора часов увидеть, как все устроено на самом деле, какие это люди и чем они живут. А уже потом, эмоционально подзарядившись, садились писать законы.

Ольга Арлаускас и Никита Тихонов-Рау
Ольга Арлаускас и Никита Тихонов-Рау

Что если ваш посыл все-таки не поймут? Может быть, к фильму будет прикладываться некий пакет документов с предложениями изменения жизни глухих по пунктам?

Никита:

Мы не будем делать какой-то специальный буклет к фильму, но мы рассчитываем, что ведущие НКО смогут помочь не только положить диск на стол, но и сформулировать пакет изменений в законодательство. Тогда это все будет работать в соединении, и у нас все сдвинется в лучшую сторону.

На какие изменения в законодательстве вы рассчитываете?

Ольга:

В настоящий момент в нашем законодательстве есть нестыковки и ситуации, когда, скажем так, правая рука не совсем в курсе, что делает левая. То есть подписываются бумаги, которые законодательно полностью перекрывают одна другую. Например, были сняты ограничения по трудоустройству для глухих людей, но по СанПину им все равно не разрешают работать. Получается, что вроде бы победа, но люди где были, там и остались.

Никита: Есть еще то, что вообще не укладывается у меня в голове: глухим людям часто запрещают работать на шумных производствах. Им отказывают, мотивируя тем, что они могут оглохнуть, а ведь все как раз наоборот, туда как раз и нужно направлять на работу людей с нарушением слуха.

Ольга: Это, кстати, связано с тем, что основная эмоция по отношению к глухим людям — патернализм и колониализм: «мы должны взять судьбу всех этих людей в свои профессиональные руки». «Мы все за них придумаем и решим». С этим тоже боремся, потому что надо дать возможность глухим людям рассказать про себя, а не бесконечно смотреть фильмы, где слышащие профессионалы, работающие с глухими людьми, все что-то решают за глухих, как будто речь идёт о малых детях.

На какую аудиторию в первую очередь ориентирован фильм? Он для чиновников, специалистов по глухоте, глухих людей, слышащих – для кого?

Часть команды проекта "Услышь меня"
Часть команды проекта «Услышь меня»

Ольга: В фильме есть научно-популярная часть, которая для обывателей, ничего не знающих о глухоте. Специалисты и эксперты, среди которых сурдопедагог, автор уникальной системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха Эмилия Леонгард, сам Никита Тихонов-Рау, являющийся правнуком Фёдора Рау, который считается практически основателем сурдопедагогики в России, и многие другие. Другие специалисты объясняют, что такое потеря слуха, как человек слышит при разных формах потери слуха, ее степени. Есть отдельный блок фильма, посвященный кохлеарной имплантации, есть часть о реабилитации, есть и истории простых людей. Смею надеяться, что фильм получился популяризаторский.

То есть если человек ничего не знает о глухих людях, то, посмотрев фильм, ему многое станет понятно?

Ольга:

Да, очень многое. А если у него возникнет желание знать какие-то тонкости и детали, то надо брать специальные материалы и углубленно этим заниматься.

Когда работаешь над такими фильмами, очень сложно соблюсти баланс между развлекательной и научной частью. Все-таки не всему есть место на экране. Наша задача объяснить, но не «грузить».

Кто еще принял участие в съемках «Услышь меня»?

Ольга:

В фильме снимались слышащие и неслышащие герои — танцовщик Игорь Стрелкин, певец Сергей Лазарев, певица Этери Бериашвили, народная артистка России Евгения Симонова, стилист Леон Патаридзе, сурдопереводчик Варвара Ромашкина, руководитель фонда «Мелодия жизни» Наиля Галеева, президент Всероссийского общества глухих Валерий Рухледев, основатель проекта «Я тебя слышу» Алла Малабиу, руководитель анимационной студии DeaFilm  Дмитрий Барулин и многие другие.

Как будет адаптирован фильм для неслышащей аудитории?

Никита:

Фильм постоянно будет показываться с субтитрами. «Услышь меня» — это фильм, который создает слепок целого мира глухих и слабослышащих людей в России, и нам, конечно, хочется донести его и до других стран и международных фестивалей, поэтому мы переведем его еще и на английский язык, в чем нам помогает компания CinePromo. Английская версия возникнет примерно через месяц после премьеры.

Что ждет зрителей на премьере?

Никита:

Сейчас на примере этого фильма мы, по сути, создаем ноу-хау российского документального кино: премьера фильма пройдет одновременно в порядка 40 городах по всей стране. Она привязана к Международному дню глухих, что позволяет нам привлечь внимание к этой теме.

Московская премьера пройдет при поддержке компании «Билайн» и сети кинотеатров «Москино», благодаря чему она превратится в настоящий праздник для зрителей.

Кроме того, в день общероссийской премьеры «Услышь меня» будет показан в городе Бильбао в Испании. Там живет и преподает в театральной школе отец Ольги Арлаускас – актер Альгис Арлаускас. Он один из тех людей, кто первым в России снял документальное кино о слепоглухом человеке — Александре Суворове.

В день премьеры в Бильбао можно будет посмотреть фильм с синхронным переводом на испанский язык.

Как и где можно будет увидеть «Услышь меня» после премьеры?

Никита:

На нашем сайте будет публиковаться список площадок, где будет показываться фильм. В Москве, например, после премьеры его можно будет увидеть 27 сентября в Центре современного искусства МАРС. Кроме самого просмотра, предусмотрена живая дискуссия с авторской группой, представителями ВОГа, героями и общественными деятелями, например, Ириной Ясиной. А через месяц, 25 октября, «Услышь меня» покажут на новой московской площадке «Благосфера».

Кстати, на фильм «Услышь меня» всегда будет бесплатный доступ. Это принципиальная позиция. Но, начиная с 25 сентября, мы откроем новый краудфандинговый проект, суть которого будет очень простая: когда зритель сходит и увидит кино бесплатно, у него будет возможность зайти на краудфандинговую платформу и оплатить билет. То есть сначала смотришь и обдумываешь кино, а потом, если сочтешь нужным, оплачиваешь билет. Или не оплачиваешь. Это каждый решает сам.

Что ждет фильм после первых кинопоказов?

Никита:

После 25 сентября кино начнет жить активной жизнью и встречаться с новым зрителем. Мы сознательно не стали предлагать наш фильм на данном этапе телевизионному каналу и выкладывать в интернет. Это было наше продюсерское решение, потому что мы хотим, чтобы все было сделано правильно: сначала проект должен прожить цикл оффлайновых показов, прямых контактов со зрителем, потом выйти на киноэкран фестивальных площадок, а уже потом — на экран телевидения.

Общая коммуникация фильма рассчитана примерно на два-три года с момента премьеры. В это время фильм будет активно жить в социальных сетях. Кино — это все же большая форма, поэтому сначала мы будем делить его на отдельные фрагменты, которыми легко поделиться, перепостить другу. Мы очень хотим, чтобы люди имели возможность это обсуждать, комментировать и задавать вопросы.

Услышь меня

Зайдя на страничку проекта в социальных сетях, можно быть уверенным, что тебя услышат и тебе ответят. Это пространство не только для каких-то высоких ценностей, но и для решения насущных проблем.

Это будет длинная, долгая история, которая в конечном счете должна привнести позитивные качественные изменения, связанные с жизнью глухих и слабослышащих людей в России.

Сейчас уже есть какое-то позитивное изменение с момента начала кросс-медиа кампании, в центре которой — фильм?

Никита:

Конечно. Начиная с того, что на московских детских площадках появляются картинки на языке жестов. Это как раз тот самый правильный брендинг темы, с помощью которого дети с самого детства понимают, что есть такие люди, что с ними можно и нужно общаться. Это создает единое пространство для людей, для жизни и для общения.

Ольга: Еще пример: создательница украшений Magnetic стала делать особую модель сережек «Услышь меня» в голубом цвете — это цвет глухих людей. Процент от продажи этих изделий она направляет на поддержу фильма. Это очень ценно.

услышь меня магнетик

Сеть салонов красоты Confetti, узнав, что у людей с нарушениями слуха есть проблемы с трудоустройством, приглашают их на работу в качестве мастеров маникюра или педикюра. Это как снежный ком: чем больше людей узнают о кампании, тем больше им хочется вложить свою лепту во что-то хорошее.

А на героев вашего фильма участие в этом проекте как-то повлияло?

Никита:

Один из наших актеров – неслышащий танцор Игорь Стрелкин уже после участия в фильме познакомился с одним из ведущих российских хореографов Сергеем Землянским, который взял его в работу и теперь ставит для него спектакли в Московском губернском театре Сергея Безрукова.

Как вы считаете, кампания «Услышь меня» имеет достаточный потенциал для саморазвития? Насколько это «вирусная» история?

Никита

: Через Сергея Землянского, мы знаем уже почти наверняка, о нашем проекте знает Никита Михалков. Кроме этого, о нем знает и сам Сергей Безруков, а недавно о проекте узнал Евгений Гришковец, для которого это очень личная тема, потому что у него есть опыт работы в Великобритании с глухими людьми.

Гришковец услышь меня

О фильме знают компании по производству техники для людей с нарушениями слуха: «Исток-Аудио», международные компании Phonak, Oticon, ReSound, Advanced Bionics — все они нам очень помогли.

Оказал большую поддержку в процессе создания фильма и кросс-медиа кампании, например, технопарк «Калибр», хотя никак не связан с глухотой и нарушениями слуха.

Получается так, что мы запустили шар и дальше этот шар катится и обрастает какими-то новыми подробностями и деталями. И он, как магнит, начинает притягивать к себе людей публичных и не публичных, совершенно разных. И мы этому очень рады, потому что это и было нашей целью.

Фото: www.facebook.com/hearmefilm.ru, www.cinepromo.ru, www.facebook.com/nikitatikhonovrau

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике